Партия Королевской поставила мировой рекорд по затратам на предвыборную кампанию, а «Свобода» прошла в парламент благодаря прямой агитации
Анатолий Темин
Подсчитывать, кто сколько потратил на предвыборную кампанию, - занятие увлекательное, но неблагодарное. Партии бессовестно занижают свои расходы, а цифры, которые называют украинские эксперты, могут различаться на порядок - то есть в 10 раз. Но несколько интересных тенденций все-таки прослеживается.
Дорого, но не слишком
Украинские политики тратят на избирательные кампании больше, чем их европейские коллеги. Например, в Чехии (население - 10 миллионов человек) перед парламентскими выборами 2010 года партии израсходовали на рекламу 42 миллиона долларов. В 45‑миллионной Украине даже если взять самые скромные цифры (то есть те, которые называют сами политики), предвыборная кампания стоила не менее 250 миллионов. Получается, более 5 долларов на каждого жителя - на доллар больше, чем в Чехии. Примерно столько же было потрачено во время подготовки к последним парламентским выборам в Болгарии. Обгоняет Украину только Сербия: политики одной из беднейших стран Европы потратили на агитацию перед последними парламентскими выборами 44 миллиона долларов - по шесть долларов на каждого жителя.
«По количеству рекламы выборы дорогие, но не дороже выборов 2007 года», - считает Артем Биденко, глава Ассоциации наружной рекламы Украины. По его оценкам, реальная сумма, потраченная политиками на агитацию, значительно отличается от декларируемых цифр и составляет 2,5 миллиарда долларов - на 500 миллионов меньше, чем во время кампании 2007 года. А ведь доллар с тех пор значительно «полегчал» - так что недавние выборы обошлись партиям значительно дешевле, чем предыдущие.
Кампания Королевской: рекорд неэффективности
По подсчетам Ассоциации наружной рекламы, партия Наталии Королевской «Украина - Вперед!» потратила на избирательную кампанию около 150 миллионов долларов. Денег, действительно, не жалели - рекламные щиты Королевской заполонили украинские города уже в середине лета. Вот только результата это не принесло - в итоге «Украина - Вперед!» набрала всего 1,58% голосов и не прошла в парламент. За Королевскую с соратниками - футболистом Андреем Шевченко и актером Остапом Ступкой - проголосовали только 322 тысячи человек. Получается, каждый голос стоил Королевской более 460 долларов! Это самая дорогая и, наверное, самая неэффективная предвыборная кампания в мировой истории. До сих пор рекордсменом считался мэр Нью-Йорка миллиардер Майкл Блумберг - на выборах 2001 года каждый голос избирателя обошелся ему в 92 доллара. А Королевская, получается, переплюнула Блумберга аж в пять раз!
Агитация победила рекламу
«Украина - Вперед!» проиграла потому, что сделала ставку на рекламные щиты и телевизионные ролики. У партии не было региональных организаций, не было агитаторов, которые работали бы с людьми напрямую.
Точно такую же ошибку допустила и «Наша Украина» Виктора Ющенко. Конечно, шансов пройти в парламент у нее не было, ведь рейтинг бывшего президента упал «ниже плинтуса». Но все равно партия, за которую в 2002 году проголосовал каждый четвертый украинец, могла бы набрать хотя бы 3-4% голосов. Не вышло - «Наша Украина» финишировала с позорным результатом 1,1%.
А самой эффективной оказалась предвыборная кампания националистической «Свободы». Партия Олега Тягнибока израсходовала на рекламу в СМИ и на наружных носителях лишь 30% своего сравнительно скромного бюджета (в пределах 20 миллионов долларов). Все остальное было потрачено на работу агитаторов - и эта тактика принесла «Свободе» неожиданный успех.
Телереклама: оппозиция опередила власть
По данным Индустриального телевизионного комитета, Партия регионов потратила на телевизионную рекламу 310 миллионов гривен, три оппозиционные политические силы - «Батькивщина», «Наша Украина» и партия «УДАР» - 380 миллионов.
Мировой рекорд
Самыми дорогими в истории человечества стали выборы президента США, состоявшиеся 6 ноября. Расходы на них превысили 6 миллиардов долларов. Кампания победителя выборов Барака Обамы стоила почти миллиард долларов - 934 миллиона. Его проигравший соперник Митт Ромни сконцентрировал в своем избирательном фонде 881 миллион долларов.
Дорогие Читатели, если вам понравилась статья, не сочтите за труд, кликнуть "Я рекомендую" - это важно!