Что обещают политики крымчанам перед выборами?
Глеб Масловский
До выборов в Верховную раду Украины осталось чуть больше трех недель. «Республика» проанализировала избирательные кампании крупнейших украинских политических партий.
«Объединенная оппозиция»: без идей и реальных претендентов…
Агитационная кампания сторонников Тимошенко и Яценюка проходит почти незаметно. Похоже, штаб оппозиции на полуострове заранее смирился со своим неминуемым поражением. За несколько месяцев предвыборной кампании крымская организация партии «Батькивщина» не совершила ни одного действия, заслуживающего внимания избирателей. Подавляющее большинство крымчан вообще не имеют понятия, кого выдвинула «Объединенная оппозиция» по их избирательному округу. А если и узнают - фамилии «тимошенковцев» простым людям ни о чем не скажут. Более-менее известен только ярый украинский националист Леонид Пилунский, но и он не вызывает у большинства крымчан никаких чувств, кроме раздражения и злости.
Крымское отделение БЮТ целиком и полностью «присоседилось» к общеукраинской кампании «тимошенковцев». Посыл у оппозиции один: власть плохая, а мы хорошие. «Их трэба зупыныты», - рассказывают с биллбордов крымчанам Яценюк, Турчинов и Тимошенко, которые не так давно сами были властью и ничем положительным украинцам почему-то не запомнились. По крайней мере, руководя правительством и парламентом, Тимошенко и Яценюк не сделали ничего, чем можно было бы похвастаться перед выборами. Никаких других посылов к избирателю пиарщики «бело-сердечных» не придумали. Разве что обещание Арсения Яценюка с телевизионных экранов предоставить всем выпускникам школ бесплатное обучение «в любом университете», а всем, кто это обучение закончил, высокооплачиваемую «первую работу». Похоже разве что на обещание Владимира Жириновского начала 90‑х годов прошлого века: «Дать каждой русской бабе по мужику, а каждому мужику по бутылке водки каждый день». По крайней мере, ровно настолько же реально.
…зато с помоями для избирателей
В чем не откажешь «оппозиционерам» в Крыму - это в стремлении «облить грязью» своих оппонентов. На этом построена вся предвыборная кампания крымского штаба «Батькивщины». Не выдвинув ни одного сильного кандидата, «тимошенковцы» всю свою работу строят на «черном» пиаре. По телеканалу лидера крымских БЮТовцев Андрея Сенченко «Черноморке» сутки напролет крутят «документальные» фильмы, в которых рассказывают о непорядочности кандидатов в депутаты по первому и второму округам в Симферополе от Партии регионов. Виталине Дзоз и Александру Баталину в этих фильмах не «шьют» разве что убийство Кеннеди и поедание младенцев на завтрак. Кроме того, журналисты «Черноморки» занимаются «троллингом»: ходят на каждую встречу Дзоз и Баталина с избирателями, всячески пытаясь их сорвать.
Точно так же ведут свои избирательные кампании и несколько крымских мажоритарщиков. Например, выгнанный из двух Компартий (КПУ и КПРС) Леонид Грач, а также лидер «Союза» Лев Миримский. Все знают, что Миримский ненавидит Партию регионов и лично Александра Баталина (интересно, не он ли оплатил фильмы на «Черноморке»?). При этом сам Лев Юльевич может лишь подкрасить построенную чужими руками и за чужие деньги детскую площадку и выдать ее за свое «достижение». Или привезти в Симферополь иконы, чтобы потом с гордым видом фотографироваться на их фоне. Вот, мол, привез перед выборами. Тем временем, о планах кандидата в народные депутаты Миримского по развитию округа или страны неизвестно ничего. Скорее всего, таких планов просто нет. Да и не понадобятся они Миримскому: десятки различных социологических опросов показывают: «черный» пиар и подобные методы ведения предвыборной кампании сегодня не работают. В итоге - рейтинг Миримского и Грача ниже плинтуса. И шансы на победу у них - нулевые.
«Украина - Вперед!»: фальстарт кампании и не те лица
От рекламы партии Наталии Королевской по-прежнему рябит в глазах, но на нее уже почти никто не обращает внимания. Виной тому - огромное количество «наружки» и слишком ранний старт предвыборной кампании. Телевизионные ролики Королевской начали вызывать раздражение уже в начале июня, когда ими «забили» все трансляции матчей футбольного Евро‑2012. Сейчас же на эту рекламу либо не обращают внимания вовсе, либо моментально переключают канал. Теперь к лидеру партии присоединились Остап Ступка (о существовании которого, например, я знаю лишь из-за того, что его отец был великим актером) и экс-футболист Андрей Шевченко. С агитплакатов то все втроем, то парами в различных сочетаниях, то поодиночке - они рассказывают о своей мечте: «Сделать Украину сильной и процветающей страной». Как они собираются это делать? В ходе предвыборной кампании члены «Украины - Вперед» об этом не рассказывают. Да и откуда знают, как это сделать, депутат-хозяйка фабрики мороженого, второсортный актер и бывший футболист? О последнем стоит рассказать чуть подробнее. Андрей Шевченко, видимо, должен был поднять рейтинг партии Королевской своей популярностью. Но вышло наоборот. Уровень доверия к легенде украинского футбола резко упал после его ухода из спорта в политику. В вину Андрею ставят то, что он присоединился к Королевской из-за больших денег. Популярности ему не добавила и публикация налоговой декларации. Оказалось, что по документам «звездный» футболист Шевченко зарабатывает в киевском «Динамо» чуть больше 20 тысяч гривен в год. О действиях крымской парторганизации «Украины - Вперед» не стоит говорить вовсе. Так как действий этих просто не заметно - не только избирателям, но и журналистам. Да и есть ли вообще такая организация?
«УДАР» рассосется по Раде
Примерно такую же кампанию ведет и политическая сила Виталия Кличко. Обычному избирателю неизвестно ничего о том, кто идет на выборы в списке «УДАРа». Только по публикациям в прессе можно судить, что эта партия - лишь предвыборный проект. За спиной боксера прячется куча «оранжевых», которые оказались никому не нужны после падения рейтинга и политической смерти Виктора Ющенко. На рейтинге Кличко эти «пинзеники» с «наливайченками» попытаются незаметно просочиться в парламент, чтобы потом подороже продать свой голос в Верховной раде.
Понятно, что у такого проекта просто не может быть реальной программы по развитию страны. И ее, действительно, нет. На плакатах и в видеороликах мы видим надувающего щеки Кличко или его кулак, разбивающий стену и обещающий нам достойную жизнь и европейские ценности. Из новых посылов - лишь требование люстрации. Виталий Кличко предлагает запретить занимать руководящие государственные посты людям, которые это делали ранее. Согласитесь, странно слышать подобные заявления от лидера политической партии, 90% членов избирательного списка которой уже были высокопоставленными чиновниками при Ющенко.
Партия регионов: крымский патриотизм и четкий план действий
Наконец, лидер избирательной гонки - Партия регионов - всю кампанию строит на пробуждении крымского патриотизма. За последние несколько месяцев в Крыму прошли две удачные пиар-кампании партии власти под слоганами: «Крымчанин, помни о прошлом!» и «Крымчанин, гордись настоящим!». Вполне в стиле такого патриотизма выстроена и предвыборная программа Партии регионов. Крымчанам обещают борьбу за расширение прав автономии, как экономических, так и политических, дальнейшее сближение с Россией и присвоение русскому языку государственного статуса.
Второй посыл к избирателям сохранился с кампании 2010 года. Партия регионов - единственная политическая сила в Крыму, которая рассчитывает на победу во всех 10 одномандатных округах полуострова. Соответственно выбирались и кандидаты. Это успешные люди, широко известные в своем регионе, которые предлагают избирателям конкретные программы социального и экономического развития каждого округа. Крымская десятка депутатов‑«регионалов» станет представителями и защитниками интересов Крыма в Верховной раде Украины.
Успешность такой кампании подтверждает социология. Кандидаты от Партии регионов с огромным отрывом лидируют во всех 10 крымских округах.
Дорогие Читатели, если вам понравилась статья, не сочтите за труд, кликнуть "Я рекомендую" - это важно!