Отрывок из положений о Союзе благоденствия§4. Союз надеется на доброжелательство правительства, основываясь особенно на следующих изречениях Наказа в бозе почивающей государыни императрицы Екатерины вторыя: «Если умы их недовольно приуготовлены к ним (к законам), то возьмите на себя труд их приуготовить, и вы тем уже много сделаете». И в другом
(
Read more... )
Люди, бывшие рабовладельцами, люди, изменившие присяге, офицеры, которые повели своих солдат под картечь - но тем не менее - сами остались живы. Люди, планировавшие устроить в России военный переворот и захватить всю власть в свои руки. Люди, планировавшие уничтожить законного главу государства (все прекрасно понимали - и тот же Рылеев, и прочие - что на самом деле значит фраза о том, что если император Александр "не согласится" с их планами, его следует "вывезти за границу". Императора Павла уже "вывезли" из Михайловского замка в 1801 году - правда, в гробу; но это же мелочи, здесь же "за народ" боролись, а не за власть ;))) А Пестель так и вообще предлагал вырезать всю императорскую фамилию.
А то, что все это было оформлено красивыми, но до ужаса лицемерными фразами (много из этих "народолюбцев" дало вольную всем своим крестьянам и отказалось от своих гектаров и имений?) - так к этому не привыкать. За тридцать лет до них неподкупный гражданин Робеспьер уже убивал тысячи людей ежемесячно (как говорят французские архивы, только за девять дней термидора 1794 года была гильотинирована тысяча человек - в одном Париже) - и все с согласия "Комитета общественного спасения" и во имя народного блага. И с прекрасными красивыми словами, с цитатами из Руссо про "общественный договор". А в провинции все было еще ужаснее.
И через 100 лет после т.н. "декабрьского восстания" все будут восхищаться прекрасными "Декретами о мире и о земле". А то, что самой демократической была сталинская конституция 1936 года - так это общеизвестный факт. Тоже было много чего написано. На крови, правда - но все же во имя "счастья народного".
* * *
Вот как-то так; прости за "многобукв". Безумно печально, что в России почти два столетия образцами жертвенности и служения народу являются предатели. Впрочем, как было сказано в книжке, которую мы с тобой оба читали, "в России все перемешано - добру служат подлецы и злодеи, зло защищают мученики и герои" (цитирую по памяти, поэтому могу быть неточен). И еще печальнее, что даже после страшного ХХ века ореол "безвинных страдальцев" остался у тех, кто хотел утопить Россию в крови. Потому что прямые идейные наследники устроителей декабрьского путча, которые "во имя народного счастья" изменили присяге и пошли с оружием на законную власть - это русская освободительная армия генерала Власова. Правда, их "образцами жертвенности" и "безвинными страдальцами" пока еще не очень принято называть. Хотя в РПЦ МП уже вовсю этим занимаются (насколько я помню, в Мск этим занимаются во Всехсвятском храме на Соколе). Так что в этой стране, с напрочь отбитой исторической памятью, еще многое может перемениться, и те, кто встречал нацистов цветами и крестными ходами, могут стать "русскими национальными героями".
* * *
Еще раз прости за "оченьмногобукв")
Reply
Мне кажется, не вполне корректно переносить на декабристов нравы революционеров более поздних эпох и других стран.
К тому же, когда и так императора не стало, люди, которые по твоей мысли больше всего хотели захватить власть, сильно растерялись. Хотели бы - ее бы захватили, не маленькие дети, боевые офицеры. А тут они не убивать собирались, а "ах, как славно мы завтра умрем". К тому же никакой измены присяге тоже не было, это еще тогда на следствии установили. Они не присягали Николаю, а Александра не было в живых. К тому же они реально пытались жить по своим красивым словам. Очень были по-человечески привлекательные и цельные люди - декабристы. И жутко все разные.
«Порицать: 1) Аракчеева и Долгорукова, 2) военные поселения, 3) рабство и палки, 4) леность вельмож, 5) слепую доверенность правителя канцелярии (Гетгун и Анненский), б) жестокость и неосмотрительность уголовной палаты, 7) крайнюю небрежность полиции при первоначальных следствиях. Желать: открытых судов и вольной цензуры. Хвалить: ланкастерскую школу и заведение для бедных у Плавильщикова».
М. В. Нечкина справедливо замечает об этом документе: «Такова беглая запись, случайно дошедшая до нас памятка о том, что должен делать один член Союза благоденствия (Федор Глинка) в течение какого-то дня или дней. А их было не менее двухсот, и действовали они в течение трех лет...»
Помещик Маслов не выпускает на волю крепостного поэта Серебрякова - союз собирает деньги.
Другой помещик запирает неугодного раба в дом сумасшедших - член общества узнает, его друзья быстро доводят до верхов, начинается скандал, человека выпускают (отрасль человеколюбия).
Блестящий гвардеец, бывший лицеист Иван Пущин совершает неслыханный поступок: уходит в надворные судьи и вторгается в мир московского правосудия, куда доселе не ступала нога человека... (Эдельман, Лунин)
Будь я императором, я бы их запрягла бы на работу,
практическую - в глухом крае, поднимать, строить, учить, лечить, освобождать. и под присмотром. А если что не получилось - сами виноваты, что не получается, вам все возможности дали. Активная часть граждан - это политическая и экономическая ценность, разбрасываться которой очень дорого обходится стране. Особенно, когда создается ситуация противостояния, а не сотрудничества.
Reply
Leave a comment