Есть в пс. 17 такое очень известное место, которое очень многими понимается в смысле "с кем поведешься".
И воздаст ми Господь по правде
моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С преподобным - преподобен будеши,
и с мужем неповинным - неповинен будеши, и со избранным - избран будеши, и со
строптивым - развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши.
Интересно было узнать, откуда берется традиция такого толкования, которое идет вопреки контексту.
Весь псалом говорит о том, что Господь воздает человеку той же мерой, каков сам человек.
Так предполагается по закону параллелизма, когда одна и та же мысль варьируется немного по-разному,
немного по иному повторяется раз за разом: что воздаст Господь праведному по правде, а лукавым - по их лукавству.
Это понимание подтвержается и ранними святоотеческим толкованиями на этот псалом.
св. Афанасий Великий (4 век) - Александрийская школа:
С преподобным преподобен будеши. Справедливо сподобил Ты меня
благодеяния Своего, потому что Ты праведен, с преподобным умеешь быть
преподобным. Ибо, если бы пребыл я во грехе и предался совершенному
развращению, то знаю, что и Ты сам, великий Судия, произнес бы надо
мною суд Свой, по мере греха моего. Но поелику сохранял я пути Твои, то
и Ты, Который преподобен с преподобным и неповинен с неповинным, не
остановил взора на уклонении от правды, какое было со мною на время, но
воздал мне в суде Твоем по жизни, какую вел я после, и по делам,
совершенным мною в правде.
св. Макарий Великий (Египетский) (4 век):
Сказали же мы о первом законе не потому, что Бог давал людям два закона: напротив
того, закон один; в отношении к естеству он духовен, но в отношении
к преследованию подвергает каждого преследованию справедливому;
отпущающему он отпущает, а преследующего преследует; ибо сказано:
со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися
блж. Феодорит Кирский (5 век) - Антиохийская школа:
С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен
будеши, И со избранным избран будеши и со строптивым
развратишися. С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния
свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия;
неповинным и свободным от греха, что им соответственно и избранным и
совершенным, что совершенно, а для совратившихся с праваго пути и
идущих путем противоположным, устрояешь, что находят и конец сообразный
с сим путем.
Есть и более поздние. Но есть еще замечательный автор, послания которого долгое время входили в Св. Писание.
Это св. Климент Римский, конец 1-го века. И тут-то как раз и находится то самое место,
которое дает основания для толкования за рамками контекста.
Увещевания против раскола, который был в Коринфской Церкви, св. Климент подкрепляет такими словами:
Люди порочные, полные всякого
зла, дошли до такого неистовства, что святою и непорочною волею служащих
Богу подвергли мучениям: они не знали того, что Вышний есть заступник
и защитник тех, которые с чистою совестию чтут всесовершенное имя
Его. Ему слава во веки веков.Аминь. А они, терпя в уповании, и были превознесены Богом, и сделались
достолюбезными в памяти их во веки веков. Аминь.
Таким примерам и мы должны подражать, братья. Ибо написано: "прилепитесь
к святым; ибо прилепляющиеся к ним освятятся". И опять в другом месте
сказано: "С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен
будеши, И со избранным избран будеши и со строптивым развратишися."
Итак, присоединимся к невинным и праведным, они-то суть избранные Божии.