May 27, 2007 18:33
ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ПРОЦЕСС
Обвиняемых по делу об убийстве антифашиста запретили фотографировать, а участникам процесса - давать комментарии прессе
Городской суд Петербурга начал рассмотрение по существу дела об убийстве музыканта-антифашиста Тимура Качаравы. Суд будет открытым вопреки желанию адвокатов обвиняемых. Однако они и так сделали все возможное для того, чтобы оградить своих подзащитных от "излишнего" внимания прессы и антифашистов, пристально наблюдающих за процессом. Судья Куманова запретила проводить в зале суда фото - и видеосъемку, хотя изначально запрещали фотографировать только подсудимых.
За широко закрытыми дверями
Первое судебное заседание прошло в довольно нервозной атмосфере. Во время вступительного слова судьи "досталось" обвиняемым: их пожурили за некорректное поведение вне зала суда.
-Мне известно и про ваши стишки (поговаривают, что подсудимые рассылают на волю плоды своего "тюремного творчества"), и про то, как вы введете себя в конвое! - гневно заявила судья Куманова обвиняемым, - Может, вы и пытаетесь показать себя присяжным с лучшей стороны, но еще один рапорт о вашем поведении, и последует наказание!
Следующей причиной судейского гнева стала пресса. Сторона защиты пожаловалась на одну из публикаций, где давалась оценка возможным уголовным последствиям для подсудимых. Напомним, что большинство из них обвиняются лишь в хулиганстве и разжигании ненависти или вражды по отношению к социальной группе, в данном случае - к тем, кто разделяет антифашистские убеждения. После этого всем участникам процесса госпожа Кумакова категорически запретила общаться с журналистами до окончания слушаний.
Фотографировать же подсудимых запретили категорически. Это касается и тех, кто отпущен под подписку о невыезде. Дело в том, что друзья и единомышленники Тимура не могут согласиться с квалификацией обвинения - хулиганство и разжигание ненависти. Убили их друга, и тут уже не суть важно, кто бил, а кто достал нож+Так что, в случае публикаций фотографий обвиняемых, за их безопасность не сможет поручиться никто.
Убийственное хулиганство
Всего по делу проходят семь человек: Александр Шабалин, Сергей Панасков, Дмитрий Кушаков, Сергей Головлев, Кирилл Семенов, Валерий Ефремов и Александр Московкин. Из них трое несовершеннолетние, а на момент совершения преступления шестерым не было еще 16 лет. Обвинение считает, что их действия были согласованными и диктовались неприязненным отношением к антифашистам. Однако единственный обвиняемый по статьям "убийство" и "покушение на убийство" - Александр Шабалин - согласно обвинительному заключению, нанес Тимуру Качараве и Максиму Згибаю ножевые ранения "из хулиганских побуждений", хотя и "имел умысел на убийство". Следствие считает, что решение достать нож и использовать его по прямому назначению он принял самостоятельно, и это не было частью сговора.
Государственный обвинитель отметил, что "обвинение располагает совокупностью неопровержимых доказательств", в чем адвокаты поочередно выразили сомнение. Все подсудимые признают свою вину частично - по-видимому, это их согласованная позиция. Тем не менее, присяжным предстоит подтвердить или опровергнуть вину каждого подсудимого в отдельности.
Организатор на свободе. Или организаторы?
Друзья и единомышленники Тимура объявили о создании антифашистского информационного центра, где журналисты могут получить комментарии, не нарушая требования судьи. Кстати, именно их слова в конечном итоге и сыграют решающую роль если не в зале суда, то за его пределами, где приговоры по так называемым "экстремистским" делам часто не находят одобрения и доверия.
Дело в том, что один из ключевых моментов дела - мотив нападения. То, что все участники событий у "Буквоеда" на Лиговском 13 ноября 2005 года испытывали к антифашистам ненависть - понятно всем сведущим лицам. Однако версия, выдвинутая на этапе расследования преступления, гласит: нападавшие сами ранее стали жертвами нападения со стороны агрессивно настроенных антифашистов (т.н. "антифа" - бойцов), и узнали в Тимуре одного из участников драки в Таврическом саду (Или им кто-то указал на Тимура). В то время как даже сами участники той злополучной драки указывают на то, что Тимура с ними не было - он вообще в насильственных акциях не участвовал.
Вообще все "организационные" моменты убийства пока что остаются за скобками. Разработку плана нападения и непосредственное руководство следствие отводит неустановленному лицу, находящемуся в розыске. Ряд свидетелей убийства указывали на хорошо одетого человека средних лет, который стоял неподалеку и отдавал нападавшим подросткам команды. Кроме того, ничего не известно про некоего Дмитрия Кутового, известного в экстремистских кругах под кличкой "Филимон" или "Фил". Раньше он был довольно близким знакомым Тимура, пока они не разошлись во взглядах. Как утверждают близкие друзья Тимура, именно от его имени незадолго до убийства Качараве поступали угрозы. Этот человек мог бы пролить свет на многие "белые пятна" данной истории. Кроме того, как стало известно "Вечерке" из источников в правоохранительных органах, ему предстоит ответить еще за ряд правонарушений, совершенных в составе группировки "Green Bombers".
РАСКРЫЛИ ВИРТУАЛЬНО
Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия убийства Тимура Качаравы, поначалу столкнулась с рядом трудностей. Фотороботы и композиционные портреты, составленные со слов очевидцев события, не были похожи на фотографии экстремистов, имеющиеся в картотеках УБОП. Что и неудивительно - большинство из ныне обвиняемых тогда еще не достигли совершеннолетия, и проявить себя в качестве политических радикалов толком не успели.
Однако вскоре оперативники натолкнулись в Интернете на так называемый "живой журнал" или "блог" некоего молодого человека. В нем он излагал неонацистские взгляды и описывал деятельность экстремистской организации "Анти-Антифа группа Питер". Спустя четыре дня после гибели Тимура в журнале появилась запись и на эту тему. Не будем приводить ее целиком - она не для газетных страниц. Общий смысл был таков: Тимур сорвал день рождения автора журнала, угрожал его девушке, поэтому автор воспринял гибель своего архиврага с нескрываемой эйфорией. Это была удачная зацепка для сыщиков. Молодой человек был быстро вычислен, и началась разработка его связей. В результате, группа исполнителей была разоблачена. Все задержанные оказались членами неформальной группировки неофашистского толка "Анти-Антифа". Они дали признательные показания, в том числе и непосредственный исполнитель убийства Шабалин. Орудие преступления - нож - был изъят у него по месту жительства.
В октябре 2005 года группа наци-скинхедов и сочувствующих их идеям собралась в Таврическом саду отметить день рождения автора того самого Интернет-дневника. В этот момент на них и напала группа антифашистов - "боевиков". Ультраправых поколотили с разгромным счетом. Так и появилась версия о том, что мотив убийства Тимура - месть за последствия той драки.
Но среди тех "бойцов" Тимура не было и быть не могло - он был противником насилия, хотя нацистов точно так же не любил. Даже сами участники той драки в один голос говорят об этом. Тем не менее, незадолго до трагедии Тимуру звонил с угрозами тот самый бывший знакомый. По всей видимости, только он знает, кто и почему вынес Тимуру смертный приговор...
Павел Викторов
Вечерний Петербург.
25.05.07
Текст предоставлен форумом антифа.ws (портал антифа.ру). Спасибо ребятам, что отсканировали статью, так как в сайта газеты нет
Тимур,
суд,
СМИ,
наци,
антифа