В апреле 2009 года в
Амстердаме, где мы находились 4 дня во время большой поездки по Европе, гид завел нас на площадь Рембрандта. Памятник великому художнику, установленный на этой площади амстердамцы не очень любят за его полную несхожесть с оригиналом, что легко можно увидеть, посмотрев автопортреты Рембрандта. По рассказу гида на этой площади была выставлена прекрасная скульптурная группа работы русских скульпторов, изображающая знаменитый "Ночной дозор" Рембрандта, так сказать, в полном объеме и доступности. Она пользовалась гораздо большей популярностью, чем памятник, но сильно пострадала от рук вандалов и незадолго до нашего приезда ее убрали.
Недавно я узнал, что этот, скульптурный "Ночной дозор", с мая месяца выставлен в Москве в сквере главного здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Он должен был экспонироваться здесь до 5 сентября, но срок продлили до апреля. В прошлое воскресенье нашел время съездить и посмотреть на это произведение. Пришлось отстоять получасовую очередь в сам музей, иначе в его сквер не попасть.
Работу выполнили российские скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов в 2005 году к отмечаемому в 2006 году Рембрандта в Амстердаме В бронзе отлиты 22 персонажа картины. Авторы проделали колоссальную работу. Тщательно изучив исторические документы, они детально воспроизвели предметы одежды и вооружения. Они не стремились добиться полной фотографической точности персонажей и привнесли свое видение картины.
Картина Рембрандта Ван Рейна "Рота капитана Франса Баннинга Кока", второе ее название - "Ночной дозор", самая известная и самая большая по размеру картина великого голландского художника. В Государственном музее (Рейксмузеум) в Амстердаме, где она экспонируется, ей отведен центральный зал. Мы были в музее, видели картину, но фотографировать там нельзя, поэтому для сравнения привожу здесь ее изображение
с этого сайта.
Рембрандт написал "Ночной дозор" в 1642 году для клуба стрелкового общества. В 1715 году картину перенесли в Амстердамскую ратушу. Место в ратуше оказалось недостаточным по размеру и картину пришлось подрезать со всех сторон, поэтому нынешние размеры 3,795 х 4,535 м. не соответствуют исходным. Название "Ночной дозор" картина получила только в 19 веке по недоразумению, краски ее настолько потускнели, что написанная Рембрандтом вполне дневная сцена, стала казаться ночной.
В 17 веке в Амстердаме появилось целое направление в живописи - групповые портреты. Я уже
писал об этом и выкладывал примеры таких картин. Рембрадт в Ночном дозоре отказался от традиционного изображение людей в одну линию, характерного для групповых портретов тех лет, и представил картину, как жанровую сцену, и всех ее персонажей в движении. Это было настолько новаторски, что художник прославился на весь мир. На картине много интересных деталей и символов. В частности по ней можно изучать приемы обращения с мушкетом.
Отдельные части композиции поближе и с разных ракурсов.
Поясняющая табличка, выставленная рядом.
Площадь Рембрандта в Амстердаме, где стояла эта скульптурная композиция до 2009 года
и выглядело это так (
фото отсюда).