С тех пор в России появился Национальный план противодействия коррупции, утверждённый президентом Дмитрием Медведевым в июле 2008-го. Он включает в себя 4 пространных раздела и целый ряд законодательных актов.
А 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Согласно него, Коррупция в России существует в трёх ипостасях: дача взятки, получение взятки и злоупотребление служебным положением. УК РФ квалифицирует коррупцию как тяжкое преступление, совершаемое с корыстной целью. То есть законодательная база есть, план противодействия тоже, намерения высшей власти - самые решительные.
Ну а воз-то, как говорится, и ныне там, точнее, он всё больше сползает в трясину наступающей коррупции. Так в чём же дело? Да, в том, что законы против коррупции зияют дырами, а решимость явно грешит декларативностью.
Например, ст. 291 УК РФ дачу взятки квалифицирует едва ли никак более тяжкое преступление, чем её получение. Хотя большинство людей просто вынуждены прибегать к ней. В итоге за получение взятки в 2009 году было осуждено 2 тыс. человек, а за дачу - 3,5 тыс.
А как суды борются с уже изобличёнными коррупционерами? Почти 70 % чиновников, осуждённых за коррупцию в России, отделались условными мерами наказания?!
К тому же в антикоррупционные сети в основном попадает пока «коррупционная плотва». Такими половинчатыми мерами коррупция в стране вряд ли будет побеждена даже в отдалённой перспективе.
Не обошлась без купюр и ратификация Конвенции ООН о противодействии коррупции. Её 20-й пункт, который требует от чиновника подтверждения законности происхождения своего богатства, не был принят российской стороной. Комментарии, как говорится, излишни.
Для успешной борьбы с коррупцией, как показывает мировая практика, нужны: политическая воля высшего руководства, снятие «сановной неприкосновенности» с высших эшелонов власти, реальность и неотвратимость наказания.