ПО ДОРОГЕ В МАГАДАН ОСТАНОВКА В БЕРЛИНЕ

Jan 17, 2013 12:36

Василий Гончаров, 28 лет, уроженец Ростова-на-Дону, признанный трубадур московской фронды, сценический псевдоним «Вася Обломов». Выступает под маской провинциального ди-джея, сложившего приблатненный «зонг», широко известный в Сети под названием «Еду в Магадан».
С Васей Обломовым беседуем в Берлине, в клубе «ReporteR» издательского дома Werner Media.


-А почему Магадан? Что-то личное?
-Ничего личного. Нужно было отыскать что-то такое, близкое к блатной стилистике. И ничего глупее и смешнее, чем «еду в Магадан» не нашлось.
-Успех этой песни был для вас неожиданным или прогнозируемым?
-Да нет, ничего подобного я не ожидал. Я вообще хотел ее стереть, когда записал…
-Почему?
А не мог никак понять, что это такое. То ли песня, то ли черт знает что. Еще и мат на мате. Я просто не знал, что с этим делать. Почти год файл валялся «на полке». Однажды показал песню своему другу, он говорит: слушай, давай я сделаю под нее мультик прикольный, что-то вроде клипа. Ну, сделали. Выложили в Сеть. И пошло-поехало.
-Как вы думаете, чем она «подкупила» аудиторию? Может быть, этим настойчивым, но, в общем, бессмысленным рефреном?
-Ну, нет, я не могу с этим согласиться. Там есть сюжет, повествование, есть персонаж. А вообще это песня о неразделенной любви к родине. Точнее, о том, как хотелось бы, но не получилось. Или получилось, но не то. Ну, и так далее.
-Все ваши песни, включая «Магадан», мало похожи на типовую продукцию российской поп-музыки…
-Я даже думаю, что это не совсем песни.
-А что? Можете дать свое определение?
-Мой альбом, к примеру, называется «Повести и рассказы»…
-То есть текст, литература, на первом плане?
-Ну, насчет литературы я не знаю. Это, знаете, как-то все очень пафосно… Я считаю, что пишу и исполняю песни разговорного жанра. Вот такое определение я придумал, так их окрестил и больше мне нечего добавить. Да, согласен, текст несет на себе главную нагрузку.
-А откуда берется «зерно» текста? Многие поэты склонны утверждать, что обладают «особым каналом связи». У вас он есть?
-Ой, у меня этот весь литературный фольклор, когда автор, типа, разговаривает с Богом, доверия не вызывает. Просто приходит в голову идейка, что, вот, хорошо бы написать такую историю. Захотелось сочинить про тех, кто хочет стать милиционером, ну и сочинил. Или про начальника, который зарплату не платит. Или про одноклассников. По-разному бывает. А вот насчет «поэзии»… Мне в голову никогда не придет назвать себя «поэтом». Это как бы «не мой мопед». Есть у меня в Москве один знакомый, вот он, да, шлифует строчки, высчитывает, подгоняет их одну к другой. Я дико уважаю людей, которые могут то, чего никогда не смогу я. Но подражать их мастерству не буду никогда. Я делаю то, что умею.
-Тексты пишите сами?
-Да.
-Легко?
Ну, как сказать, пожалуй, да, легко. Иногда легко, а порой вызревает чуть ли не полгода.
-Часто показываете кому-нибудь новые тексты?
-Нет. Вернее, очень редко. Иногда люди, которым доверяю, говорят дело, но и ошибаются тоже. Если бы я послушался советов, то не выложил бы «С чего начинается Родина». Мне говорили, что это не пойдет, это не смешно… В общем, окончательное решение всегда за мной. Из двадцати песен, написанных для альбома «Повести и рассказы», за бортом осталось девять…
-У вас есть музыкальное образование?
-Да. Я учился семь лет по классу фортепиано, но от высшего музыкального образования отказался. Потому что не хотел закончить жизнь ди-джеем в кафе «У Бобра». Это кафе, кстати, реально существовало в Ростове-на Дону. Над автомойкой располагалось.
-То, что вы родились не в Москве, а в Ростове-на - Дону, имеет значение?
-Все имеет значение. В том числе и место, где родился. Там другой климат. В смысле социальном тоже. Другие люди. И нужно было появиться на свет именно там, чтобы когда-то приехать в Москву и узнать всю подноготную правду нашего шоу-бизнеса.
-Считается, что в своих песнях вы безжалостно высмеиваете своих героев, так называемых социальных аутсайдеров, лузеров. Так ли это?
-Ну, здесь все как-то посередине. Сочувствую, конечно, но и смеюсь. Да я ведь не только над ними, я и над собой смеюсь. Это ерничество вообще в природе русского человека. И у него глубокие корни. Помните, герой Михаила Ефремова в фильме Михалкова «12» говорит: а если не будет смешно, то уж совсем страшно.
-Многие полагают, что Вася Обломов порожден особенностями политического момента, переживаемого Россией. Вы действительно продукт политической конъюнктуры?
-Думаю, что, как и любой другой русский, я продукт всей нашей истории. Мне уже давно многое в моей стране не нравится, просто теперь мой голос стал, ну, что ли, слышнее, он как бы востребован. Я уже говорил, что когда записали песню «С чего начинается Родина», мой менеджер был уверен: это провал, это не смешно, и где эти люди, которые будут все это понимать? Но потом начались просмотры. И оказалось, что этих людей сколько угодно. На митинге я выступал не как приглашенная «звезда» Вася Обломов, а просто как человек. И уж точно не с целью «повести за собой», боже упаси. У меня никогда не было цели «пасти народы». Я не могу, к примеру, как Газманов, сказать с глубокомысленным вздохом: народ ждет от меня песню о России… Я вообще настороженно отношусь к людям, которые себя слишком уж серьезно воспринимают.
-В одной из ваших песен есть реплика об ильф-петровском Бендере, история которого никогда не казалась вам смешной. А как вы относитесь к вероятности покинуть Россию?
-«Золотой теленок» действительно очень печальная книга. И Бендера жаль. Лучше бы уехал. А в отношении себя… Ну, у каждого нормального человека рано или поздно возникает этот мучительный выбор - уехать или остаться. Хотелось бы, конечно, остаться и жить нормальной жизнью в России, но я не исключаю, что если станет совсем уж невмоготу, то, наверное, уеду. Хотя и плохо представляю себе, кому я буду нужен с тем, что я делаю.
-Вам довелось испытать, что называется, обвальный успех. Легко ли вы это пережили?
-Да нет этого ничего, ей-богу! И по поводу популярности своей не обольщаюсь. Песни мои, которые считаются, типа, политическими, известны только в Интернете, потому что по телевизору их почти не показывают. Я просто делаю свое дело и все. А вообще, сам иногда удивляюсь. «Магадан» это ведь был, вроде, плевок в сторону российского шоу-бизнеса, но те люди, которых я высмеивал, почти издевался, вдруг зашумели одобрительно: чувак, молодец, все правильно, мы с тобой! Чудеса. В общем, я не знаю, как ответить на этот вопрос про успех. Я не чувствую его особо. Ну, узнают. И что? Есть люди, которых еще больше узнают. Вот родителям моим все это нравится. Они отслеживают мои появления в телевизоре, радуются…
-Вы допускаете вероятность того, что времена могут измениться, и Вася Обломов выпадет из обоймы?
-А я в эту обойму и не стремился. И не загадываю «на десять альбомов вперед». Я даже, стыдно признаться, ничего в своих песнях не выдумываю. Просто все это вижу и называю вещи своими именами. И работы на мой век, похоже, хватит. Кто-то из классиков точно подметил: Россия такая страна, что в ней за пять лет может измениться многое, а вот за сто лет - ни черта! Поживем-увидим.

интервью, вася обломов

Next post
Up