Часто, когда думаешь о домашнем "теплом и ламповом" бизнесе, представляешь что угодно, но все только приятное. Светлые и яркие картины лезут в голову - коробки красивых открыток, запах полиграфии, конверты, наклейки, штампы, милые мелочи и много творческой работы. Никаких разборок, никаких ссор, ведь все это твое доброе и уютное дело.
Но какой бы не был бизнес, придется общаться с официальными органами в виде, как минимум, налоговой и пенсионного фонда. Нужно будет зарегистрироваться, выбрать налоговый режим и задуматься об отчетности.
Даже если ты еще ничего почти не заработал, нужно будет заплатить за себя страховые взносы в пенсионный фонд и налоги. Если доход совсем маленький, налоги могут быть списаны за счет взносов в ПФ, но отчетность в любом случае необходимо сдать. То есть заполнить все страшные и непонятные формы и успеть отнести все-все по всем инстанциям вовремя.
Так мы жили первый год. Тогда магазин был с небольшим ассортиментом и почти совсем неизвестен покупателям, заказы приходили редко, денег было мало, страховые взносы в ПФ мы платили из семейного бюджета. Налоги удалось списать за счет этих взносов.
Потом началась более плодотворная работа, покупателей потихоньку становилось больше и мы начали сотрудничать с другими магазинами. Пришлось больше печатать и задумываться о новых авторах, тем более что авторы сами уже начали нам писать письма с просьбами рассказать об условиях сотрудничества.
И тут выяснилось, что просто так платить авторам за картинки для открыток мы не можем, если сам автор не оформлен как ИП. Мы долго не могли в это поверить, ведь для нас это выглядело как сделка купли-продажи: ты мне картинку, я тебе деньги и разошлись до следующей сделки. Однако оказалось, что как только ты платишь физическому лицу, то обязан зарегистрироваться в пенсионном фонде как работодатель, платить за автора страховые взносы и налог на доходы физических лиц с вознаграждения, а затем сдать за него декларацию в налоговую и отчетность в ПФ за год по начисленному доходу. Понятно, что когда дело касается авторских прав и лицензионных договоров, другого выхода, в общем-то и нет. Благодаря тому, что на нас никто не работал ни дня, мы брали только готовые изображения и по неисключительной лицензии, нам удалось избежать отчетности и выплат по социальному страхованию (больничные, стаж, отпуска). В остальном - все по полной программе.
Через непродолжительное время мы приняли решение обратиться за помощью к аудиторской компании, о чем еще ни разу не пожалели. Во-первых, в законодательстве постоянно что-то меняется в мелочах, и отслеживать такие моменты так, как это делают профессионалы, все равно не получится. Кроме того, профессиональные бухгалтеры на всю схему смотрят совсем иначе, они сразу оценивают, как лучше вести учет, чтобы не переплачивать и держать все в порядке и под контролем. К тому же оказалось, что нам это по силам и по карману - отдать учет на сторону и перестать об этом переживать.
Вообще, во многих вопросах нам очень повезло со знакомыми и друзьями. Нам всю дорогу помогали - то текстами, то составлением договоров, то консультацией, то рекомендацией, причем часто совершенно бесплатно, мы очень благодарны нашим друзьям за такую поддержку! Спасибо!
Таким образом мы разобрались с налоговым учетом и сейчас нам удается не только печатать сами открытки, но и выплачивать авторские вознаграждения, соблюдая все необходимые формальности.