Российский кризис затронул русскоговорящую диаспору Камбоджи. Засобирались на родину «зимовщики» - падение курса не оставляет им другого выбора. Заколбасило фрилансеров. Перед теми, чей бизнес замыкался на русскоговорящую аудиторию, маячит безнадега. Между тем, самых отчаянных и дальновидных, это мотивирует запускать новые проекты. Что кроме денег надо? Компетенции, навыки и свежие бизнес-идеи.
Несколькими месяцами ранее я искал предпринимателей, которых бы увлекла перспектива производства в Камбодже нового поколения дезинфицирующих средств. Не нашел. Также никто не вписался в темы с водоочисткой: вежливо слушали, кивали, а в итоге, по-ленински прищуриваясь, интересовались: «Ваш босс тот самый Виктор Петрик, который пытался облегчить российский бюджет на 165 млрд. рублей?
Даже с сушилками на основе суперпечек Лачиняна и то не задалось. Изготовили прототип и запустили миницех - для отработки технологий сушки и демонстрации заказчикам высокой рентабельности. Если топить рисовой шелухой, то тепло практически дармовое. Кхмеры смотреть на сушилки приезжают со всей Камбоджи. Русские же потешаются: «Только армянин может продавать печи при 30-градусной жаре!».
В скором времени этим насмешникам придется собираться на родину, если не найдут для себя новые источники дохода. При этом прежние модели не работают, а со свежими идеями затык. Положение усугубляет отсутствие удобных площадок для знакомства и общения авторов идей и инвесторов.
Для успеха стартапам нужны не только деньги, важно, чтобы были лидеры, способные собрать эффективные команды. Это самое узкое место. Стакан с горячей водой выглядит как стакан с холодной и единственный способ проверить дееспособность команды - смотреть на результаты. Например, почему печки Лачиняна при огромных преимуществах не завоевали рынок?
Изобретатель учредил конструкторское бюро, которому передал полномочия заниматься продвижением печек. Реализацю поручили некомпетентной команде. Результат налицо: рекламный бюджет освоен, но об этих печках никто не знает, их никто не производит и не продает.
Как сделать, чтобы не повторить ту же ошибку? Рецепт подсказывает англо-саксонская практика: в США, к примеру, подавляющее большинство стартапов финансируют сети бизнес-ангелов. Понятное дело, что участие нескольких частных инвесторов в одном проекте повышает уровень рациональности управленческих решений.
Есть, правда, проблема в том, что русским тяжело дается кооперация. С совместным распитием напитков, все обстоит благополучно. А вот что касается кооперации в сфере бизнеса, то более деструктивной национальной группы не найти. Даже у публичных людей, что красноречиво иллюстрирует конфликт между самыми известными русскими вКамбодже: Сергеем Полонским и Николаем Дорошенко.
Единственный способ ситуацию исправить, это смешивать русских с англо-саксами, воспитанными уважать и исполнять установленные правила игры.
Что для этого нужно сделать? Собрать инициативную группу, учредить организацию бизнес-ангелов (частных инвесторов), и уже в ее рамках проводить презентации идей, сулящих доход от коммерциализации инноваций. А в числе первых проектов предложить производство термогенераторов, сушилок и бойлеров. Несколькими месяцами ранее в производственную тему россиян было не завлечь. Даже, несмотря на наличие действующих прототипов (дескать, оборудование не сертифицировано, в каталогах нет, отзывов нет, …). Кризис внес коррективы, и кто проницательные начинают понимать, что появился шанс заработать на технологиях новых поколений, которым суждено придти на смену устаревшим.
Бизнес-ангелы - непривычное для россиян явление. Между тем, в странах, которые у нас обобщенно именуют «Запад», так называют частных инвесторов, вкладывающих средства в стартапы. О каких деньгах речь: в США 90% предприятий стартует благодаря бизнес-ангелам, инвестирующим ежегодно около $22,5 млрд. в новые компании. К слову сказать, в РФ эта цифра всего $300 млн.
Тогда что получается? Имеются прорывные разработки и идеи их коммерциализации.. Еще есть неудовлетворенные своим положением специалисты и бизнесмены, которые могут служить материалом для формирования команд проектов. И, наконец, есть заокеанские кураторы, которые охотно откликаются учить туземцев уму-разуму. Осталось все это между собой связать, для чего надо располагать деньгами и обладать авторитетом.
Теперь интрига в том, кто подстегнет развитие страны, соединив революционные российские инновации с деньгами американских инвесторов.
Иван Янушкевич