Технология «сталкерсаундов» заявляет о себе как об инновации, которая сулит революционное изменение рынка аудио. Как и всякая прорывная технология, она также будет обрастать домыслами и слухами. Обывателей ведь всегда волнуют истории - порой они для них значат больше, нежели сами изобретения. В этой связи резонно предоставить слово Сергею Лачиняну, её автору, расспросив, каким образом ему удалось достичь успеха в теме, где обломали зубы не только профильные институты, но и обладающие огромными ресурсами международные корпорации.
Начну от печки. Что тебя побудило заняться акустикой? Какова была цель - профессиональная реализация, любопытство или же надежда достичь практического результата - изобрести нечто востребованное и затем коммерционализировать?
Изначально, хотелось как лучше - только чистой любви к идеальному звуку, поскольку кругом была пошлость или цены в пол царства… Начиная с 1975г., слушая на «Веге», Эмерсона и Вэйкмана, Поль Мориа и Темп Тейшнс, я подобно другим энтузиастам, всеми подручными средствами пробовал добиваться взаимности от акустики, делая самодельные колонки и динамики с пенопластовыми диффузорами или усилители с ЭМОС. А заодно разные эстрадные комплекты и студии - уж больно дорогие были тогда пластинки … приходилось зарабатывать. Впрочем, всего тогдашнего не упомнить.
Тут случись перестройка, кооперативы и перспективы, захотелось совместить - прекрасное с полезным. Так наступил переломный 1988г - когда при посещении столицы, подвернулась в ГУМе пленка для упаковки цветов. Кстати, оказывается не нам одним, она там подвернулась. В результате, появилась сумасшедшая идея - а не поиметь ли нам электростатики, и не замахнуться ли на самого… (кого конкретно, тогда просто не знали).
Не было ни Интернета, ни Гуру из умного журнала - пришлось до всего доходить своим умом, что возможно к лучшему. - До сих пор помню шок, когда выяснилось, что обычный провод большого сечения, идущий к колонкам, может «мистически» повлиять на звук!
Получается, что у тебя не было аналога электростата, на который бы равнялся и стремился его превзойти?
Первоначально мы были девственно чисты, и об электростатах ничего, кроме теоретических познаний, почерпнутых из учебников физики, не имелось. Это было сродни ощущениям, какого-нибудь первопроходца типа Фарадея, в момент, когда тот, зная лишь о том, что электрические заряды способны отталкиваться и притягиваться, пытался создать первую в истории динамомашину.
Вначале с трудом, но сделанное «на коленке» все же запело, причем все лучше и лучше, и даже уже много лучше, чем знаменитая в те годы, S-90. Но в нескромном стремлении к совершенству, уже хотелось сравняться с недосягаемыми Буржуями. Тогда прикупили Quad ESL 63. и начали с ними сравнивать, и уровняли, а потом и заровняли.
Окрыленные, в 1989 повезли это кооперативное совершенство в столицу, где торжественно поставили аудио систему в галерею «Марс», рядом с полотнами тогда еще не очень дорогих художников.
Публика, посещавшая этот аквариум, с трудом догадывалась о назначении блестящих цилиндров на фритюрницах, с загадочно торчащими «парусами» электростатиков. - И лишь когда стены начинал сотрясать замечательный, в своей детской непосредственности отраженный от всех стен звук, посетители испуганно пытались понять, откуда он исторгнут. Мы же, у всех приходящих нас послушать, скромно просили за это чудо, сумму в половину бюджета какой-нибудь напуганной нашими технологиями страны или на худой конец ТНК.
И вдруг! Чудо свершилось, пришли серьезные дядьки, задали серьезные вопросы, и пригласили на очень высокую встречу, в недосягаемый тогда для простых смертных «Космос», где целый этаж снимал капиталист неприметной наружности. Выслушав как мы сделаем всех в мире счастливыми обладателями советского Ха-енда (а это словосочетание мы узнали много позже), капиталист, после торжественного распития баночного пива, неожиданно пообещал оторвать нам всем детородные органы и закопать вместе с «…пи» из нашего родного политбюро, который он вдобавок еще обозвал спальным вагоном «…пи».
Его аргумент в этой агрессии, для нас, как для строителей светлого «углубим и расширим», показался тогда не вполне разумным: - «Вы что «…пи» хотите, что бы мы из-за вас наши фабрики позакрывали, а деньги бедным роздали!!!» Мы, конечно, хотели, но себя было жальче, чем их бедных, поэтому искренне обрадовались, когда нас просто выставили, ничего не оторвав.
Так, первая встреча с оскалом капитализма у меня состоялась лет на 10 раньше, чем у основного населения страны, и начисто устранила либеральные бредни, дав однозначно понять, что нас нигде особо не ждут, и, что ничего кроме »…пи», мы там за свои разработки не получим. А продаться - тогда еще считалось более чем оскорбительным.
А продать действующий образец - неужели, никто им не соблазнился?
Когда мы уже вовсе собрались уехать в свой Урюпинск-Тадыкорган, вдруг, откуда ни возьмись, появился расторопный мужичок из дружественного нам соцлагеря (ну, для нас это был настоящий иностранный иностранец).
Очень похвалил и даже убедил, что он полномочный представитель аэрокосмического каппрома и передает привет лично из фирмы «Иглс», которая осыплет нас золотом и присыплет шоколадом - и все ради производства советско-игловских аэрокосмических электростатов.
И все это, не ради денег, а ради светлой идеи, что бы аудио любители Планеты, а не только Талдыкоргана, мечтающие на халяву послушать Х..-Фай или Х..-Енд , имели как минимум, по два комплекта, этих наших замечательных изделий. А еще, что бы было неповадно акулам капитализма, обижать таких умных и талантливых совков.
Надо заметить, на нас произвела впечатление не только неприкрытая лесть, но и ОГРОМНАЯ по тем временам сумма, выданная под простую расписку наличными. И еще, очень красивая табличка на двери офиса - на чистом англицком языке (и все это великолепие, в обмен на наши скромные аудио образцы, которые, постоят пока… в его офисе).
Так поутру, мы познакомились с очередной гримасой капитализма, когда пришли для подписания исторического соглашения дверь «офиса» оказалась крепко запертой, а пленившая нас табличка бесследно исчезла. Дворники, конечно, пожимали плечами - понаехали тут…
Не самым жестким образом, надо сказать, поступили. Опять же, денег хоть каких-то дали… Тогда почему было не инвестировать в продолжение разработок?
Тогда все кругом боролись с инфляцией и денежной массой, и мы не исключение. На этом этапе мог наступить полный Ха-Енд всей этой истории и наших достижений, на поприще бескорыстной любви к чистому звуку. Так что вплоть до 1999года вспоминать об идеалах юности было попросту некогда.
Но вот однажды, пришел ко мне посланец из далеких 80-х, с журналом наперевес, и, показав на обложке колонки «Мартина Логана», спросил, почему они богатые, а мы - бедные? Я сразу не нашелся, что ответить, тем более эти «Логаны» поразительно напоминали наши «паруса» - те, что растворились за красивой табличкой.
Упаси тебя, что-нибудь подумать, но ходят слухи, будто «Логан» тоже в аэрокосмическом «Иглс» подвизался, а это говорит о большом потенциальном стремлении аэрокосмических фирм осчастливить нас замечательным звуком.
В общем, тогда и начался новый этап эпопеи - «даешь урюпинский электростатик - лучший в мире», но уже в сравнении с Мартин Логаном и аэропромами. В журнале «Радио» за 2000г. отображен один из этапов той новой эпопеи - хотя более образно и доходчиво она отображена на сайте Meltech Sound Technology (
http://meltech.narod.ru/shems/amp/lachinyan.html)
Громкоговорители «сталкерсаунд» - это те самые электростатики, которые были разработаны еще в начале двухтысячных годов?
Да, и тогда же мы сравнили наши изделия у дилеров «Мартин Логан» (его модель 2000г. за 80т.у.е.), а заодно провели их экспертизу на студии Мосфильма. Но, похоже, «Логан» об этом так никогда и не узнал. Хотя магазин «Пурпурный Легион» дал согласие продать такой звук, если ему фейс облагородить.
И вот тогда, после разных опытов вдруг пришла очень простая и, как потом оказалось, правильная идея, в результате которой, тогда же, родились громкоговорители 2-го поколения. Они уже могут быть не просто «изогнуты», но и изогнуты в нескольких плоскостях, и в результате получился большой электростатический «арбуз», который очень многому научил, и, заодно, развеял некоторые заблуждения.
Например, что «точечный источник», к которому так стремятся в своих идеалах ваятели и слушатели, это не совсем и не всегда так замечательно - как кажется. Причем, уже в это время стало совершенно понятно, что если электростаты не ставить в проем двери вместо самой двери, и если ими не обклеивать стены и окна, то бас все же лучше получать от обычного динамика. Вот, только рядом с электростатом исчезает привычная адаптация слуха к искажениям электродинамического громкоговорителя, и это та причина, почему так сложно согласовать обычные сабвуферы с электростатами.
Давай продолжим разговор о сталкерсаундах, а то этим вторым поколением электростатов ты сейчас все запутаешь.
Так я о них и речь веду. Электростаты плохо согласуются с сабвуферами, пришлось заняться еще и этой проблемой. Оказалось, что все же проще разработать такой уникальный сабвуфер, который играет без искажений и призвуков, чем такой же уникальный электростатик, который даст мощные басы. С тех пор были разработаны несколько таких сабвуферов, а правильнее сказать, оригинального акустического оформления для широкополосных аудиосистем любого назначения. С ними теперь можно и без электростатов Hi-End фирму открывать.
Но все, в конечном итоге познается в сравнении, поэтому от разработки первого поколения электростатов - типа «сталкерсаундов», отказываться не пришлось - сегодня им нет равных.
Подведем итог. Считаешь ли ты, что идеал звуковоспроизводящего устройства, и акустики в частности, в каком-то приближении, тобой достигнут?
Скажу честно, сейчас «ДА», так последние модификации громкоговорителей типа »StalkerSound» очень близки к искомому звуку. Конечно, это не только, да и не столько, сама электростатическая панель, сколько ее блок питания, где, наконец, удалось применить интересные решения. В результате удалось сделать ярко выраженной некую (мистическую) компоненту «эфирных волн», которую с таким трудом пытаются »усилить» за счет разных ухищрений, сверхчистых металлов, тыка с укладками проводов, источниками за килобаксы и т.д. и т.п. Впрочем, есть у меня гипотезы и чисто рациональных объяснений полученного нами эффекта.
Конечно, все это лучше раз услышать. Тем более, в «мистику» верят, только столкнувшись с ней воочию.
Теперь, на очереди такой же бас - и принципиальное решение есть. Но наш меркантильный век, заставляет придержать подобные разработки, ведь это мой капитал - все, что я накопил за годы бескорыстного стремления к идеалу. А что бы содержать семью надо, по крайней мере, часть этого капитала обменять на что-то материальное.
Хотя бы малую часть - остальное, ведь все равно сопрут.
Иван Янушкевич