Оригинал взят у
ssf20 в
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМАнонс № 2
Этот пост так же является отрывком из книги "Основы фитнес тренировки", и посвящен основам обучения упражнениям.
Основы обучения упражнениям
Описание основ обучения упражнениям предоставит тренеру алгоритм действий для работы с клиентом.
Можно выделить три стадии обучения двигательным действиям: когнитивную, ассоциативную и автономную:
1. Когнитивная стадия
Всё внимание клиента сосредоточено на действии, выполняемом в данный момент времени. Клиент обдумывает каждую фазу или компонент движения, легко отвлекается, старается «почувствовать» упражнение, делает ошибки, иногда вследствие нарушения обратной связи. Результативность действий низкая, клиент только начинает различать правильное или неправильное, безопасное или небезопасное движение.
Стратегия инструктирования
• Объясните значение упражнения или двигательной задачи
• Покажите движение
• Вначале, постоянно руководите действиями клиента, используйте средства облегчающие понимание упражнения, обратную связь. Уменьшайте количество инструкций и вспомогательных средств по мере освоения безопасной техники выполнения.
• Обозначьте амплитуду и скорость движений, при необходимости дистанцию и другие параметры.
• Если необходимо, разделите движение на части, упростите до доступного уровня.
• Отрабатывайте только одну двигательную задачу. Используйте низкое число повторений в подходе, чтобы улучшить контроль над движением, уменьшить влияние утомления и избежать травм.
• Обеспечьте сложность движения, позволяющую успешно выполнить большинство повторений, чтобы у клиента создалось позитивное впечатление от занятия.
• Используйте разные виды обратной связи (словесную, тактильную, визуальную).
• Предложите клиенту варианты самооценки и самокоррекции движений/упражнений.
• Разрешите самостоятельное выполнение заданий в безопасных пределах.
2. Ассоциативная стадия
Упражнения выполняются более уверенно с меньшим количеством ошибок, порядок движений хорошо организован, необходимо лишь уточнение движений или функциональных задач. Клиент обнаруживает и сам устраняет ошибки в движениях, когда они происходят. Уменьшается необходимость словесной и визуальной обратной связи от тренера. Как правило, объяснений задания достаточно для выполнения, в случае возникновения ошибок, клиент сам их устраняет.
Стратегия инструктирования
• Акцентируйте внимание на увеличении количества и разнообразия упражнений и двигательных задач
• Увеличьте сложность упражнений или задач
• Обратите внимание на решение имеющихся проблем
• Избегайте мануального контроля клиента
• Изменяйте последовательность выполнения упражнений
• Разрешайте клиенту заниматься самостоятельно, акцентируя внимание на решении проблем.
• Уменьшая общий объём обратной связи, повышайте специфичность, позволяйте клиенту выполнить подход самостоятельно перед тем, как предоставить обратную связь (объяснить ошибки, указать на способ их устранения).
• Не спешите комментировать выполнение задачи, позвольте клиенту обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно.
• Увеличьте уровень отвлекающих внешних факторов.
3. Автономная стадия
Упражнения выполняются последовательно и автоматически, могут решаться на фоне других задач. Клиент способен применять изученные упражнения и проявлять полученные навыки при решении всё более сложных задач и в разных окружающих условиях. Техника выполнения упражнений устойчива к изменениям характеристик нагрузки.
Стратегия инструктирования
• Подготавливайте для клиента программы, включающие упражнения прогрессивно возрастающей сложности.
• Изменяйте характеристики нагрузки при выполнении упражнений.
• Предлагайте выполнять упражнения с изменением внешних условий.
• Следите за выполнением заданий, для своевременного выявления нежелательных/потенциально опасных изменений техники упражнений.
В качестве примера, приведу схему действий при обучении упражнению:
Показываем упражнение
Объясняем особенности выполнения движения, принятия исходного положения
Во время первого подхода упражнения исправляем ошибки (в порядке значимости) и делаем замечания по ходу выполнения.
Если уровень сложности упражнения слишком высокий, клиент испытывает боль и/или дискомфорт, необходимо исключить/заменить упражнение
В случае приемлемого выполнения первого подхода, во время отдыха необходимо объяснить ошибки и указать методы их устранения.
Второй подход предложите клиенту сделать самостоятельно, не поправляйте его и не прерывайте подход. Исключение: тренер вмешивается, если возникает угроза для здоровья клиента.
Второй подход покажет тренеру сложность освоения движений для клиента, а также уточнит направление для дальнейших инструкций.
Общее количество подходов определяется целями тренировки. При работе с начинающим достаточно двух подходов на первом занятии, 3 в большинстве упражнений, ≥ 4 в случае применения низкого количества повторений для изучения упражнений, интенсивность также низкая (≈15ПМ).