ЭКСКЛЮЗИВ: Пешком через семь блок-постов, или как я получил отказ во въезде в ДНР

Nov 18, 2016 00:30


Оригинал взят у pan_sapunov в Пешком через 7 блок-постов Донецкой народной республики, или как я получил отказ во въезде в ДНР

Уникальное описание pan_sapunov, который в середине ноября 2016 года попытался посетить ДНР через линию размежевания, но не был впущен пограничниками ДНР. Некоторые мои соображения внизу черным шрифтом.

Вчера был один из самых запоминающихся дней, поехал на Донбасс и попробовал посетить ДНР - непризнанную республику, образовавшуюся в 2014 году на месте Донецкой области Украины. Посещение, увы, не вышло, - после продолжительной беседы с местными силовиками предложили подписать бумагу об отказе во въезде в ДНР. Но обо всём по порядку.

Идея посетить непризнанные республики, которые в России называют Новороссией, а на Украине - террористическими организациями, у меня созрела уже давно, однако до реализации идеи дошел только сейчас. Территорию Украины, которая контролируется правительством, от ДНР отделяет линия размежевания, она же линия фронта - так как бои там с той или иной интенсивностью идут уже 2 года, и успокаиваться ситуация не хочет. С одной стороны стоят украинские войска и т.н. добровольческие батальоны националистов, с другой стороны - так называемая армия ДНР и отряды ополчения. Между ними - нейтральная полоса, которая ежедневно подвергается обстрелам с одной и другой стороны, распаханная окопами, с заминированными полями и полузаброшенными полуразрушенными деревнями. Через всё это нужно пройти, если хочешь попасть из контролируемой Киевом части Украины в «сепаратистские формирования».


Первое, что нужно сделать, если хочешь попасть туда - обратиться в Службу Безопасности Украины (бывшее КГБ УССР) с целью получения пропуска на проезд. Без такого пропуска украинские пограничники просто не пропустят через границу. К счастью, лично туда ходить не нужно, достаточно заполнить анкету на сайте, и через неделю-две получаешь пропуск, своего рода электронную визу на въезд-выезд через границу в зоне АТО. Пропуск такой был загодя благополучно получен.

Дальше выдвигаюсь в путь. Сначала поездом - можно подъехать до Константиновки, это ближайший город к границе АТО, лежащий на линии ж/д. Попасть нужно на главный КПП в этой части Донбасса - Майорск, расположенный совсем близко от Горловки (Горловка - это уже ДНР). Прибытия поезда из Киева ожидают масса таксистов (они довозят до границы за 100 грн.), также есть нелегальные маршрутки (70-80 грн.), и рейсовый автобус от автостанции - он стоит 55 грн. Я поехал именно таким, самым дешевым способом.

Если взглянуть на карту, то видно, что прямая дорога на Майорск ведет через город Дзержинск (недавно переименован в Торецк). Думал, что именно той дорогой и едет весь транспорт. На месте оказалось, что на дороге у Торецка был взорван мост, и поэтому транспорт идет в обход - через город Артемовск (с недавних пор - Бахмут, названий на Украине изменено за этот год невероятное множество).

Первое свидетельство проходящих неподалеку боевых действий - мощный КПП на трассе Константиновка - Артемовск, с бетонными блоками, преграждающими трассу, и полицейскими в бронежилетах и с автоматами на перевес. На въезде на КПП - табличка с указанием остановиться, при подъезде выключить фары. Автобусы тут останавливают тоже, смотрят у пассажиров паспорта. Смотрят бегло, в прописку каждому не заглядывают, а вот если предъявить тут российский паспорт - разговоры будут, не исключаю, что и высадят из автобуса для «беседы».

Дорога от Артемовска к линии фронта весьма пустынна. Машины здесь еще ездят, хотя их и немного, но никакого придорожного сервиса, магазинов, заправок… Такого почти нет. Выглядит очень мрачно - всё в грязи после прошедших дождей, обочины завалены мусором, который выкидывают из проезжающих автомобилей, и тут же - красные таблички «С дороги не сходить! Мины». Собирать мусор по заминированным обочинам и полям никто не собирается, поэтому местность эта замусоривается всё больше.

Наконец подъезжаем к КПП. Огромная очередь - сотни людей, все ждут прохождения проверки вещей и паспортного контроля. Своей очереди нужно ждать часы - я стоял на украинской границе почти 2 часа, и регулярно ходящие туда-сюда заверили, что это еще немного, бывает и по 4-5 часов стоять приходится.

Большинство, подавляющее большинство людей - это жители Донбасса, живущие по одну или другую сторону границы, и все они (за редким исключением) - люди пенсионного и предпенсионного возраста, я там был один из самых молодых. Ездят к родственникам, на работу, оформлять пенсии и субсидии, получать документы на украинской стороне, за продуктами и другими покупками. Разумеется, что стоять приходится прямо на грязной трассе - выглядит всё там просто ужасно, не побоюсь такого резкого слова. Обочины дороги все в грязи, лужах, холод, ветер, и, разумеется, нет никакой крыши, чтобы укрыться от дождя или снега. Людям приходится выстаивать и по несколько часов под проливным дождем.

Выглядит пункт пропуска очень примитивно - никаких капитальных зданий там нет вообще, пограничники сидят в перевозных киосках-будочках, а таможенный досмотр - вообще на улице, под временным навесом. На длинную запачканную деревянную лавку люди ставят свои сумки, до того стоявшие в лужах и грязи, проходит человек в военной форме, но с биркой «фискальная служба Украины» (таможенная), и осуществляет досмотр. Видел, как женщина несла купленное на рынке какое-то одеяло, замотанное в целлофан, этот таможенник упаковку вспорол ножом и прощупывал изнутри. Все крупные вещи внимательно смотрят.

Какой-то парень что-то сказал таможеннику про вежливость, тот начал сразу орать на него и угрожать, что закроет ему вообще въезд сейчас и никуда он не попадет. По всему видно, что люди там на взводе, очень нервные.

Перед входом на сам пункт досмотра, где и стоит толпа, ожидающая прохода границы, есть несколько будок-туалетов. Это примитивные деревянные сортиры, расположенные в поле, по сути, чтобы к ним дойти, нужно шагать по чавкающей грязи. Пол внутри этих будок мокро-грязный и может вызвать разве только отвращение. Рядом разбиты пару армейских палаток, внутри которых стоят печки - можно посидеть погреться, и раздают также - в одной чай, а в другой кипяток. Никаких магазинов или даже продуктовых киосков на границе нет. В целом всё выглядит, как какой-то пост-апокалипсис - толпа усталых нервных пожилых людей, досмотр вещей в грязи, бетонные блоки, перегораживающие дорогу, автоматчики, бронетранспортеры, и заваленные мусором придорожные кусты, вход в которые преграждают таблички с нарисованными черепами «Осторожно, мины!». Очень мрачное и неприятное место.

Итак, вслед за таможенным досмотром надо стоять на паспортный. Тут дело быстрое - пограничники молча берут паспорта, ничего не спрашивают, сами на компьютере сверяют номер паспорта с базой СБУ, после чего выдают на квиточке выездной штамп из Украины (от обычных он отличается тем, что в нем не указано название погранперехода).

После паспортного думал, что теперь можно дойти пешком до первого поста ДНР. Оказалось, не так. Пешком не пускают. Нужно стать в еще одну очередь, людей, ожидающих автобус. Принудительный автобус за 5 гривен везет через подконтрольную украинской армии часть нейтральной полосы - это сам поселок Майорск. Из окна смотрю на виды - они угрюмы до невероятия: заколоченные фанерой окна многоэтажек, частные дома с обвалившимися крышами, колючая проволока, военные в хаки с автоматами, прямо у дороги заметны окопы…

Автобус провозит километра полтора по украинской части нейтралки до передового КПП. Там бетонные блоки на дороге, висит последний украинский флаг, у пассажиров автобуса забирают квиточки со штампом - так контролируют, чтобы из Украины вышли только те, кто прошел паспортный и таможенный контроль.

Дальше начинается ничейная земля - еще километра полтора. Людей почти нет, бреду по дороге, туман, тишина, нарушаемая лишь проезжающими периодически машинами, постоянно предупреждающие о минах таблички.

Наконец, впереди показался первый блок-пост ДНР. Выглядит он так - бетонные блоки, кажется еще мешки с песком, сверху реет флаг Донецкой Народной республики и красный советский флаг (!), с серпом и молотом.

Дежурят несколько автоматчиков. Предсказуемо пройти мимо не удается. Сразу спрашивают паспорт, и… тут начинается веселуха. Дело в том, что практически все люди, что ходят через эту границу - уроженцы Донбасса, прописанные на Донбассе. А тут паспорт с киевской пропиской. Реакция у них была бурная - один автоматчик аж присвиснул от удивления. «Из Киева? Решился сюда поехать? Ну даешь…». «А что там в Киеве про нас говорят? Сепары мы?». Сходу мне: «Компьютер есть? Показывай». «Нет? Тогда планшет, телефон». Показал только свой телефон 7-летней давности с черно-белым экраном, но их он не заинтересовал. Потом посмотрели рюкзак (специально не брал с собой большой рюкзак, а только маленький городской).

Продолжаю прогулку по уж ДНР-овской территории. Впереди опять бетонные блоки, только более масштабные. Пост номер 2. Опять спрашивают откуда, что и как, смотрят паспорт, говорят вынуть все вещи из рюкзака на стол, стоящий прямо на трассе под открытым небом. Один из ополченцев берет телефон и начинает просматривать в нем смс-ки, контакты и т.п.

Пост двойной - на вход и на выход, в 20 метрах друг от друга. Пройдя досмотр на втором посту, на выходе из него же у меня звонит телефон - и это тут же привлекает внимание очередного автоматчика. Не успел двух минут пройти! Опять жестом подзывает к себе, опять спрашивает, чего и как, зачем. Берет телефон и опять его смотрит. Я говорю, что вон с коллегами вашими только общался в пределах видимости, но это не помогает, и опять смотрят записи в телефоне.

Наконец, иду по дороге еще дальше. Третий пост ДНР, где бетонные блоки военных совмещены с постом днр-вской ГАИ. На бетоне краской выведено «Дошли до Берлина, дойдем и до Киева». Тут залип надолго - заинтересовываются еще сильней. Сначала куча вопросов на улице, что и куда. Потом приглашают внутрь вагончика, который стоит рядом. Туда посмотреть на «туриста из Киева» (что их всех поразило до глубины души) сходятся аж 5 человек. Один в форме гаишника, у другого на военной форме нашивка «ополчение», третий вроде как их вооруженных сил ДНР, четвертый вообще без опознавательных знаков, но с автоматом зато. В общем, сборная солянка та еще.

Тут уже учиняют перекрестный допрос. Всё круче и круче. Один спокойным тоном расспрашивает «куда? к кому в Донецк? зачем?». Другой орёт на ровном месте «Эти б… укропы нас обстреливают, каждый день обстреливают, ты понимаешь?». Третий тоже орет «как ваши там в Киеве? Слава Украине? Ну давай тут вместе покричим «Слава Украине», гы-гы». Четвертый говорит всё вынуть из карманов и на стол положить. Пятый смотрит на все вещи в рюкзаке и говорит «Это же диверсант, всё очень подозрительно, надо сейчас вызывать МГБ» (МГБ - спецслужба Донецкой республики). «Да хватит с ним разговаривать, надо вызывать МГБ, там разберутся».

Любопытно, что такая манера общения - это метод психологического давления, расчет на то, что человек испугается и что-то выдаст про себя, расскажет, начнет нервничать. Ну и если взять какого-нибудь человека обычного, который опыта вообще не имел общения в подобных ситуациях с людьми в форме, то его, наверное, бы всё это повергло в шок. Я, честно говоря, уже немало пообщался в разных уголках мира с подобными людьми (милиция России на Кавказе и не только, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и пр. дает хороший навык), поэтому несмотря на очень агрессивную манеру их общения, не сильно удивлялся такому, ибо чего-то такого и ожидал.

Говорят тебе «Ты - диверсант и попал», отвечаю «вот диверсанты пусть боятся, а людям, которые политикой не занимаются, бояться нечего».

Говорят «где оружие припрятал?» зверским тоном, отвечаю, что никакого оружия нет.

Потом один даже орет «какой твой позывной? колись!». Совсем клиника… Отвечаю, что я про позывные шпионов только в кино смотрел. Тут же орет «каком кино?». Говорю «в американских боевиках». Он «американских? От Америки ничего хорошего нет», отвечаю «полностью согласен» :)

В общем, они и фотоаппарат включали смотрели (а там не было ни одного кадра), и листали записи в мобильном телефоне, смотрели пакет с едой, одеждой (носки прощупывали в пакете), потом «говорят стать лицом к стене, руки на стену, ноги на ширине плеч. Ну всё, ты попал». Похлопали по карманам, брюкам. Оружие, видимо, искали. Не попал :)

В общем, как проверил на практике, в ДНР развита очень сильно шпиономания, боятся они диверсантов, шпионов из Украины. Притом, что я ничего практически с собой не брал из вещей (специально, чтобы меньше разговоров), подозрительным для них оказалось всё, о чем мне сразу заявлялось:

- не было почти смс-ок и контактов на телефоне - подозрительно. Отвечаю, что купил только МТС-карту специально для ДНР, а всё остальное осталось на киевстаровской карточке дома (что чистая правда, а Киевстар там не работает).

- нет фотографий на телефоне - подозрительно. Впрочем, если бы фото были, это показалось бы им еще более подозрительным.

- нашли в рюкзаке карты Донецка, Макеевки, Горловки. Они «о, карты, точно диверсант». Говорю, что вообще-то такие карты в каждом магазине продаются.

- нашли евро в кармане брюк (взял евро, ибо рублей мало). Подозрительно. Надо с гривнами рублями ездить, а не с евро, говорят.

- киевская прописка - самый подозрительный фактор. «Из логова врагов приехал. Там фашисты».

- один сказал даже, странно, что ничего сильно подозрительного из вещей нет с собой, это само по себе тоже подозрительно (!!!!). «Значит, заранее готовился к заброске».

В общем и целом, в конце они убедились, хоть прямо и не говорили, что я не диверсант, но заметили, что «как турист ездить в ДНР - это очень странно и непонятно, сюда никто так не ездит». Судя по всему, никаких туристов из Украины через эти КПП и правда не ездит, потому что реакция на нестандарт - совершенно бешеная. МГБ в результате никто вызывать не стал, и, уже выходя из вагончика, мне предложили пирожок на дорожку, заверили, что домашний. Сменили, так сказать, гнев на милость. Ну пирожок так пирожок :)

Иду дальше… Пост номер 4. Именно тут осуществляется погранконтроль в ДНР. Механизм прохода границы там такой. Человек 20 сразу дают в окошко паспорта, окошко захлопывается, документы проверяют, а потом пачкой выдают назад, а люди сами друг другу раздают. Все местные там идут, с местной пропиской, поэтому времени это много не занимает. Сдаю паспорт тоже в окошко. Жду. Предсказуемо вскоре окно открывается, называют мою фамилию и говорят подойти к зданию с задней стороны. Ну да, киевский паспорт. Подхожу. Говорят «ожидайте». Жду.

Потом приглашают внутрь, на беседу, так сказать. Тут общаются уже вежливо, культурно.
Сколько раз проходил паспортный контроль в разных странах, и вот впервые такое, чтобы у меня на въезде спросили «А не страшно было к нам поехать?»

Не секрет, если кто не знает, что подавляющее большинство жителей Украины боятся посещать сепаратистские республики, и на предложение туда скататься погулять только покрутят пальцем у виска. Причем многие (особенно мужчины) вслух не скажут, что боятся (несолидно ж), они скажут «там нечего делать, нам неинтересно», но на самом деле, скорее всего, будут попросту опасаться туда ехать.

На допросе (или собеседовании) спрашивают всё - нужно без паспорта самому по памяти назвать ФИО, дату рождения, прописку. Потом спрашивают к кому еду. Адрес, куда еду. Где работаешь. Где работает человек, к которому едешь. О работе и зарплатах в Киеве спрашивает. Дорогая ли коммуналка в Киеве. Каким транспортом сюда доехал. И много-много еще всякого. Ответы фиксируют на бумагу. Потом говорят «ожидайте». В комнате обедают ополченцы. Они так сразу «наверное, голодный человек, надо угостить». Приносят мясо. Внутри очень холодно, здания не капитальные, отопления практически нет. Надо сидеть в шапке. Сидеть пришлось больше часа.

Потом приглашают к начальнику заставы. А тот прямым текстом говорит, что пропускаем мы тут только жителей Донбасса. А чтобы проехать из Киева, Полтавы или другой области Украины, нужно официально заверенное приглашение (чтоб его прислали заранее на погранзаставу), или чтобы принимающая сторона (гражданин ДНР) сам подъехал на пост, написал бумагу, что берет на себя всю ответственность на приглашанта, и тогда «шансы, что пустят, увеличиваются, но всё равно гарантии никто не даст». Потому что из Украины едут диверсанты и т.п. А пока… а пока «выпишем вам отказ во въезде в Донецкую народную республику». Распечатали официальный документ с печатью, дали расписаться. Проводил автоматчик до края поста.

Что делать. Надо возвращаться. Но по пути назад… те же три поста, что уже были. И то, что ты там был 2 часа назад, не значит, что снова не будут проверять документы, вещи и общаться. «Мало ли что туда нёс, а что обратно понесешь»… С разговорами и открыванием рюкзака опять прохожу эти посты. Потом нейтралка. Пост украинский. Снова автобус за 5 гривен, потом паспортный контроль и досмотр вещей - но, на счастье, очереди в обратную сторону не было уже. Потом возвращение в Константиновку, чтобы снова сесть на поезд. По пути - снова блок-пост на трассе, опять автобус останавливают, проверка паспортов. Но, к счастью, уже последняя. Привокзальная площадь. Мрак, грязь, какие-то алкоголики снуют, нищие, калеки. Просят деньги.

Успеваю на скоростной «Хюндай» - экспресс-поезд, который за 6 часов мчит до Киева. Ждать обычный ночной поезд уже не хочется совершенно. Внутри этого самого дорогого украинского поезда - вообще другой мир. Хорошо одетые дамы, мужчины в костюмах едут, сидят и пользуются афонами, ноутбуками, на тележках официанты провозят еду. Контраст с границей, толпами нищих пенсионеров, ждущих очереди на паспортный, бесконечными блок-постами, автоматчиками, минными полями, колючей проволокой… Контраст настолько велик, что не верится, что это всё происходит в одно время и в одном месте, в одной стране.

А выводы можно сделать такие. Донецкая народная республика еще явно не готова к приему туристов, особенно туристов украинских. Само предположение о визите путешественников кажется там странным, подозрительным и диким. Ну а тем, кто всё-таки захочет туда поехать, примерно понятно, что ожидать, исходя из вышеописанного. Делайте выводы.

Хотя за паспортный контроль я так и не прошел, но сказать, что не побывал в ДНР, не могу. Таки побывал. Посмотрел, пообщался. И этот однодневный визит на Донбасс в памяти, безусловно, останется.

Подчеркнул в тексте Сапунова несколько моментов.

1. Обстрелы из стрелкового оружия, артиллерии и, иногда, танков ведутся еженощно. В светлое время суток их почти не бывает. Именно поэтому все 5 действующих КПВВ (контрольных пунктов въезда-выезда) работают некруглосуточно. Стороны обвиняют в обстрелах друг друга, такие сводки записываются на двух youtube-каналах - минобороны ДНР и войсковое телебаченье UA.

2. КПВВ Майорск, действительно, является крупнейшим. И контроль там самый жёсткий. Я, конечно, не пробовал, но будь у меня украинский паспорт и аналогичные намерения, рванул бы через КПВВ Пищевик.

3. Отказ во въезде в ДНР не означает такового в ЛНР. Гражданин Украины может попытать счастья ещё раз через единственный КПВВ на ЛНРовской части линии разграничения - Станица Луганская.

4. Карта-схема описываемых мест, нарисованная осенью 2016 одной из гуманитарных международных структур, за достоверность не ручаюсь:

ДНР/ЛНР, граница, Украина

Previous post Next post
Up