10.12.2013 сбылась моя многолетняя мечта: мне удалось пересечь российско-финскую границу через так называемый Пункт "Упрощённого" Пропуска Сювяоро-Parikkala:
Дело было так. Месяца полтора назад со мной связался почётный председатель
клуба "Велопитер" Илья Владимирович Гуревич, с которым я знаком вот уже более 25 лет. Он сказал, что клуб собирается осуществить проезд на велосипедах через этот пункт пропуска именно 10 декабря и предложил поучаствовать. Для тех кто знает меня лично не является секретом моя лютая ненависть к петербургской зиме и ужас перед ней. То, что я уже много зим не слезаю с велосипеда объясняется необходимостью быстро и предсказуемо перемещаться по петербургскому центру, объезжая почти перманентные пробки. Езжу я часто, но исключительно по делам, находясь на морозе не более получаса. Мысль о том, что можно отдыхать катаясь на велосипеде или лыжах по зиме, вызывает у меня не понимание и отторжение. Но тут выбора не было: я не задумываясь согласился, сжав в кулак всю свою волю.
Я переслал паспортные данные Гуревичу для согласований, которые были успешно получены и вот вчера утром пять велосипедистов (трое из которых участники
героического велопробега вдоль Чукотки на фат-байках, четвёртый тоже очень опытный велопутешественник по морозам и ваш преданный слуга) погрузились в микроавтобус вместе со своими двухколёсными конями. Спустя несколько часов миновав Хийтолу по современной объездной дороге, Куркиёки и Элисенваару, в какой-то момент выскочили на лютый мороз (было -17°С!!) и, замотавшись по глаза, двинулись в путь.
И вот через некоторое время впереди показался тыл ПУП "Сювяоро", Гуревич собрал все пять загранпаспортов и подал их офицеру тыла вместе с двумя листами согласований. Офицер был крайне изумлён не весть откуда прикатившим вельщикам на обледенелых байках с шипами на колёсах, мрачно поблёскивающих карбидом вольфрама. Отнёс документы вглубь пункта пропуска и довольно быстро жестом пригласил проследовать внутрь. За тыловым периметром инженерно-технических заграждений расположен небольшой домик пограничников тыла, которые не пропускают дальше лиц без согласований. У нас они были, потому один из офицеров указал нам ехать дальше в сторону Финляндии, сопровождая нас на пограничном автомобиле. Метров через 400 расположен ещё один проволочный забор подобный первому, со вторыми воротами, а дальше - собственно офис пункта пропуска. Офис представляет из себя деревянное здание, построенное во времена СССР очевидно в 1970ые гг в довольно элитно-показушном интуристовском стиле, хотя по понятной причине уже и не блещущее новизной.
Нам указывают припарковать велосипеды у стены и пройти в здание. Внутри исключительно вежливый и опять крайне изумлённый персонал, пожалуй человек 7-8. Очевидно сбежалась вся смена поглазеть на пятерых придурков, шляющихся на велосипедах по карельским лесам в -17°С. Я спросил трижды у трёх разных российских офицеров были ли когда-нибудь здесь велосипедисты, например, летом.
"- Никогда! Вы первые за много лет моей работы!!", следовал однотипный ответ, сопровождающийся выражением крайнего удивления и уважения на лице.
В процессе проверки услышал фразу, сказанную пограничником таможеннику:
- Вася, а у вас давно на них согласование пришло?
- Вчера, ответил таможенный чиновник.
- А у нас полчаса назад, вторил ему спросивший пограничник.
Вот так, приедь мы не к середине дня, а к открытию, пришлось бы ждать бумаги и, не исключено, нервничая звонить в Петрозаводск.
Оформление быстро закончилось, редкий штамп "Сювяоро" украсил пять загранпаспортов, таможенник спросил один-два дежурных вопроса про валюту и наркотики и всё, счастливого пути. Сели на велы и метров через 200 линия границы, пара столбов, финские наукоёмкие приборы, датчики, камеры, лазерные оптопары. Ещё метров 200 и Parikkala, столь хорошо известная по
двум предыдущим визитам сюда из глубины Финляндии.
Обычно не слишком эмоциональные финские чиновники на этот раз преобразились. Кажется и здесь смотреть на пятерых странных русских велосипедистов сбежалась вся смена. Девушка-пограничница устроила первому проверяемому (Гуревичу) форменный допрос... нет, не о целях поездки в стиле
"кутта ффы етитэ". А о том, какова процедура оформления согласования на пересечение Сювяоро, т.к. русские туристы нашему региону очень и очень нужны, и как бы мы - финские пограничники - могли бы рекомендовать русским туристам сделать эти самые согласования (!!!). Также она интересовалась строительством новой современной дороги, первую часть из которой (объездную Хийтола) российские строители уже сдали в эксплуатацию с 01 окт 2013 года.
Но вот короткая проверка закончилась, штамп Parikkala в пять загранов получен и мы в Финляндии.
Как оформить согласования для проезда через Сювяоро?
В этот раз согласования оформлял не я, а друзья упомянутого Гуревича. Но в черне процедура с их слов для российских граждан является не сложной, бесплатной, но довольно долгой. Месяца за 1,5-2 до поездки необходимо послать сформулированные в письменной форме два запроса о возможности пересечения границы в ПУП "Сювяоро" - по одному в Управление Погранслужбы РФ по Республике Карелия (185005, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Варламова, 27) и Карельскую таможню Северо-Западного таможенного управления ФТС России (185028, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Энгельса, 25). В запросах необходимо указать паспортные данные намеревающихся ехать граждан России (внутреннего паспорта и загранпаспорта) с указанием точной даты желаемого проезда. В запросах нелишне указать номер мобильного телефона: чиновники, иногда, любят позвонить и обсудить детали поездки.
Следует помнить:
1. Дату поездки сдвигать нельзя. Если согласование оформлено, скажем, на 20.02.2014, поехать можно будет только в этот день, а не 19го и не 21го.
2. Время поездки можно выбирать любое: в согласованную дату пропустят и утром и вечером.
3. Согласование является однократным: поскакать через границу два или более раз на дню будет, скорее всего, не возможно. Насколько я понял в день возможен один въезд и один выезд.
4. Пункт пропуска не работает ни в субботу, ни в воскресенье, ни в праздничные дни. Скажем, я видел там объявление, что по согласованию с финской стороной с 23.12.2013 по 12.01.2014 пункт работать не будет.
5. В пункте нет транспортного и фитосанитарного контроля. Провезти там, скажем, собаку нельзя в принципе.
6. Остался открытым вопрос о возможности проехать там на легковом авто. Чёткого запрета сделать это я в пункте не нашёл: таможенники там есть.
UPD спрашивают о том, как мы вернулись в Россию. В глубине Финляндии нас вместе с велосипедами подхватил микроавтобус "Велопитера" и привёз в Россию через Imatra-Светогорск. Чиновники и в Imatra и в Светогорске удивлялись нашими въездными штампами мифического перехода, да.
Участник поездки Дмитрий Кимбер
опубликовал несколько фото с поездки.
Прозвучал вопрос, правда ли это тот самый комбез молодёжной суперкоманды. А вы какой бы ещё хотели на мне увидеть в такую-то зиму?!? Как известно на лыжах я не катаюсь, в зимние походы с весны-1995 не хожу, а с печки слажу только на самолёт в Хургаду.
Выложил трек поездки.
UPD от 30.01.2014:Только что
filejunkie получил ответ от Пограничного Управления по Республике Карелия с отказом в проезде на личном автомобиле по личным целям, вот он:
Из документа становится понятным, что для разрешения проезда границы в этом месте необходимо привязывать свою поездку ни в коем случае не к личной цели, а к приграничному сотрудничеству или хозяйственной деятельности (например к экспорту древесины). Поскольку официальной (да и реальной) целью нашей декабрьской велопоездки была предварительная прокатка маршрута будущего летнего велопробега "Велопитера", посвящённого целям приграничного сотрудничества, нам согласования были выданы.