Syväoro rajanylityspaikka

Dec 11, 2013 03:30


10.12.2013 сбылась моя многолетняя мечта: мне удалось пересечь российско-финскую границу через так называемый Пункт "Упрощённого" Пропуска Сювяоро-Parikkala:





Дело было так. Месяца полтора назад со мной связался почётный председатель клуба "Велопитер" Илья Владимирович Гуревич, с которым я знаком вот уже более 25 лет. Он сказал, что клуб собирается осуществить проезд на велосипедах через этот пункт пропуска именно 10 декабря и предложил поучаствовать. Для тех кто знает меня лично не является секретом моя лютая ненависть к петербургской зиме и ужас перед ней. То, что я уже много зим не слезаю с велосипеда объясняется необходимостью быстро и предсказуемо перемещаться по петербургскому центру, объезжая почти перманентные пробки. Езжу я часто, но исключительно по делам, находясь на морозе не более получаса. Мысль о том, что можно отдыхать катаясь на велосипеде или лыжах по зиме, вызывает у меня не понимание и отторжение. Но тут выбора не было: я не задумываясь согласился, сжав в кулак всю свою волю.

Я переслал паспортные данные Гуревичу для согласований, которые были успешно получены и вот вчера утром пять велосипедистов (трое из которых участники героического велопробега вдоль Чукотки на фат-байках, четвёртый тоже очень опытный велопутешественник по морозам и ваш преданный слуга) погрузились в микроавтобус вместе со своими двухколёсными конями. Спустя несколько часов миновав Хийтолу по современной объездной дороге, Куркиёки и Элисенваару, в какой-то момент выскочили на лютый мороз (было -17°С!!) и, замотавшись по глаза, двинулись в путь.

И вот через некоторое время впереди показался тыл ПУП "Сювяоро", Гуревич собрал все пять загранпаспортов и подал их офицеру тыла вместе с двумя листами согласований. Офицер был крайне изумлён не весть откуда прикатившим вельщикам на обледенелых байках с шипами на колёсах, мрачно поблёскивающих карбидом вольфрама. Отнёс документы вглубь пункта пропуска и довольно быстро жестом пригласил проследовать внутрь. За тыловым периметром инженерно-технических заграждений расположен небольшой домик пограничников тыла, которые не пропускают дальше лиц без согласований. У нас они были, потому один из офицеров указал нам ехать дальше в сторону Финляндии, сопровождая нас на пограничном автомобиле. Метров через 400 расположен ещё один проволочный забор подобный первому, со вторыми воротами, а дальше - собственно офис пункта пропуска. Офис представляет из себя деревянное здание, построенное во времена СССР очевидно в 1970ые гг в довольно элитно-показушном интуристовском стиле, хотя по понятной причине уже и не блещущее новизной.

Нам указывают припарковать велосипеды у стены и пройти в здание. Внутри исключительно вежливый и опять крайне изумлённый персонал, пожалуй человек 7-8. Очевидно сбежалась вся смена поглазеть на пятерых придурков, шляющихся на велосипедах по карельским лесам в -17°С. Я спросил трижды у трёх разных российских офицеров были ли когда-нибудь здесь велосипедисты, например, летом.

"- Никогда! Вы первые за много лет моей работы!!", следовал однотипный ответ, сопровождающийся выражением крайнего удивления и уважения на лице.

В процессе проверки услышал фразу, сказанную пограничником таможеннику:
- Вася, а у вас давно на них согласование пришло?
- Вчера, ответил таможенный чиновник.
- А у нас полчаса назад, вторил ему спросивший пограничник.

Вот так, приедь мы не к середине дня, а к открытию, пришлось бы ждать бумаги и, не исключено, нервничая звонить в Петрозаводск.

Оформление быстро закончилось, редкий штамп "Сювяоро" украсил пять загранпаспортов, таможенник спросил один-два дежурных вопроса про валюту и наркотики и всё, счастливого пути. Сели на велы и метров через 200 линия границы, пара столбов, финские наукоёмкие приборы, датчики, камеры, лазерные оптопары. Ещё метров 200 и Parikkala, столь хорошо известная по двум предыдущим визитам сюда из глубины Финляндии.

Обычно не слишком эмоциональные финские чиновники на этот раз преобразились. Кажется и здесь смотреть на пятерых странных русских велосипедистов сбежалась вся смена. Девушка-пограничница устроила первому проверяемому (Гуревичу) форменный допрос... нет, не о целях поездки в стиле "кутта ффы етитэ". А о том, какова процедура оформления согласования на пересечение Сювяоро, т.к. русские туристы нашему региону очень и очень нужны, и как бы мы - финские пограничники - могли бы рекомендовать русским туристам сделать эти самые согласования (!!!). Также она интересовалась строительством новой современной дороги, первую часть из которой (объездную Хийтола) российские строители уже сдали в эксплуатацию с 01 окт 2013 года.

Но вот короткая проверка закончилась, штамп Parikkala в пять загранов получен и мы в Финляндии.

Как оформить согласования для проезда через Сювяоро?

В этот раз согласования оформлял не я, а друзья упомянутого Гуревича. Но в черне процедура с их слов для российских граждан является не сложной, бесплатной, но довольно долгой. Месяца за 1,5-2 до поездки необходимо послать сформулированные в письменной форме два запроса о возможности пересечения границы в ПУП "Сювяоро" - по одному в Управление Погранслужбы РФ по Республике Карелия (185005, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Варламова, 27) и Карельскую таможню Северо-Западного таможенного управления ФТС России (185028, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Энгельса, 25). В запросах необходимо указать паспортные данные намеревающихся ехать граждан России (внутреннего паспорта и загранпаспорта) с указанием точной даты желаемого проезда. В запросах нелишне указать номер мобильного телефона: чиновники, иногда, любят позвонить и обсудить детали поездки.

Следует помнить:
1. Дату поездки сдвигать нельзя. Если согласование оформлено, скажем, на 20.02.2014, поехать можно будет только в этот день, а не 19го и не 21го.
2. Время поездки можно выбирать любое: в согласованную дату пропустят и утром и вечером.
3. Согласование является однократным: поскакать через границу два или более раз на дню будет, скорее всего, не возможно. Насколько я понял в день возможен один въезд и один выезд.
4. Пункт пропуска не работает ни в субботу, ни в воскресенье, ни в праздничные дни. Скажем, я видел там объявление, что по согласованию с финской стороной с 23.12.2013 по 12.01.2014 пункт работать не будет.
5. В пункте нет транспортного и фитосанитарного контроля. Провезти там, скажем, собаку нельзя в принципе.
6. Остался открытым вопрос о возможности проехать там на легковом авто. Чёткого запрета сделать это я в пункте не нашёл: таможенники там есть.

UPD спрашивают о том, как мы вернулись в Россию. В глубине Финляндии нас вместе с велосипедами подхватил микроавтобус "Велопитера" и привёз в Россию через Imatra-Светогорск. Чиновники и в Imatra и в Светогорске удивлялись нашими въездными штампами мифического перехода, да.

Участник поездки Дмитрий Кимбер опубликовал несколько фото с поездки.

Прозвучал вопрос, правда ли это тот самый комбез молодёжной суперкоманды. А вы какой бы ещё хотели на мне увидеть в такую-то зиму?!? Как известно на лыжах я не катаюсь, в зимние походы с весны-1995 не хожу, а с печки слажу только на самолёт в Хургаду.

Выложил трек поездки.

UPD от 30.01.2014:Только что filejunkie получил ответ от Пограничного Управления по Республике Карелия с отказом в проезде на личном автомобиле по личным целям, вот он:


Из документа становится понятным, что для разрешения проезда границы в этом месте необходимо привязывать свою поездку ни в коем случае не к личной цели, а к приграничному сотрудничеству или хозяйственной деятельности (например к экспорту древесины). Поскольку официальной (да и реальной) целью нашей декабрьской велопоездки была предварительная прокатка маршрута будущего летнего велопробега "Велопитера", посвящённого целям приграничного сотрудничества, нам согласования были выданы.

правила, пункты пропуска, технологии, пропуск, велосипед, Финляндия, граница, Россия

Previous post Next post
Up