Эстония ввела departure tax для авто

Jul 20, 2013 02:29


На днях посетил я Эстонию в рамках двухдневного автотурне. Поскольку на авто я не выезжал из этой страны довольно давно, был поражён удивительной неспособностью эстонцев нормально организовать выезд из своей страны. В настоящее время де-факто установлена плата за выезд авто из Эстонии (departure tax), что приравнивает её к какой-нибудь Иордании, хотя пешеходы и велосипедисты от этого денежного оброка освобождены.

Дело в следующем. Эстония имеет охраняемую сухопутную границу лишь с Россией, на которой расположены ровно три автомобильных пункта пропуска - Narva, Koidula и Luhamaa (пешеходную Narva-2 и пеше-велосипедный Saatse я тут не рассматриваю). Все три пункта пропуска многосторонние (для всех паспортов мира) и круглосуточные. Исторически меньше всего очереди всегда было в Koidula (очевидно потому, что на сопредельной российской территории с 2002 года установлена платная дорога - в настоящее время с легковушки возьмут 150 рублей), несколько больше авто в Luhamaa (летом можно было простоять 3 и даже 5 часов). Рекордные заторы как всегда в Narva - на сегодня это 35 часов, во время летних пиков - до трёх суток. Очереди всегда лишь на выезд из Эстонии и создаются нерадивой работой эстонских пограничников. На выезд из России очередей нет, или они составляют приемлемое время (один час).

Создаются очереди резидентами Эстонии, которые по несколько раз на дню ездят в Россию за дешёвым бензином, используя российские паспорта или паспорта неграждан Эстонии, безвизовые в Россию. Очень редко таким занимаются граждане Эстонии с многократными российскими визами. Эстонское правительство долго думало как навести порядок на границе, и пару лет назад парламент Эстонии принял ряд документов, которые должны были решить проблему.

Перед каждой таможней был сооружён отстойник - ограждённое периметром асфальтовое поле с множеством паковочных мест и единственным выездом на пункт пропуска с большим информационным табло сверху. Автомобилист, желающий ехать в Россию, обязан заехать в отстойник, выйти из машины, пройти в расположенный здесь же офис, заплатить 6,2 EUR (цена для легковушки) за "услуги", получить талон ожидания и ждать, сидя в машине, пока на табло не появится его номер. Лишь затем можно выехать в сторону границы. Миновать отстойник и не платить нельзя. Даже мотоциклист должен платить, но несколько меньшую цену, и ждать гораздо меньший срок, т.к. его очередь - приоритетная. В случае особо длинной очереди, а она всегда таковая в Narva, при оплате указываешь номер своей мобилы и автомобиль можно оставить. Три последовательных SMSки уведомят тебя о готовности: одна придёт за 3 часа до выезда, вторая за час, а третья в момент наступления твоего времени.

Всей упомянутой процедуры можно избежать, если заблаговременно записаться на сайте, и там же оплатить вышеупомянутые деньги с банковской карты. Всё бы ничего, но в Koidula и Luhamaa на сайте записываться нет никакого смысла: очереди там нулевые, а потому всё вышеописанное воспринимается как навязанный и совершенно не нужный сервис. В Narva же нет мест на ближайшие 8 дней (!) и лишь на 9ый можно найти 2-3 места глубокой ночью. Свободно становится лишь на 11-12 дней вперёд. Конечно, для организованного путешественника и это решение: записался на выезд за пару недель и кати спокойно в Эстонию, строго подобрав время возвращения, но большинство автомобилистов не могут знать свои планы вперёд так задолго. Потому в 90% случаев подобный сервис проблем автомобилистов не решает, а departure tax Эстонии стал, к сожалению, реальностью. Остаётся только догадываться сколько денег эстонских налогоплательщиков потрачено на все три отстойника и какие проправительственные структуры выиграли "конкурс" на их сооружение.

граница, Эстония, пункты пропуска

Previous post Next post
Up