195 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Jan 27, 2021 14:05

Дорогие друзья, сегодня исполняется 195 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1989) - русского писателя, публициста, Рязанского и Тверского вице-губернатора.

Михаил Евграфович родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. Поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Там стал серьезно заниматься прозой - писал заметки, повести.
[Spoiler (click to open)]
Писатель высмеивал либералов, издевался над реакционными изданиями М. Каткова и его сторонников, критиковал идеологию народников с их верой в деревенскую общину («Убежище Монрепо», 1879). Вершиной сатиры Салтыкова-Щедрина того времени являются романы «История одного города» (1869-1870) и «Господа Головлевы» (1875-1880). В первом из этих романов писатель в форме пародийного изложения русской истории ХУIlI в. представил гротескный образ город Глупова и его правителей - городничих, олицетворяющих современную сатирику Россию, деспотическое правление самодержавия и чиновничьей верхушки. С осуждением описывал Салтыков - Щедрин и бездеятельность и апатию народных масс, что вызвало нападки на писателя со стороны либерально консервативной критики (А. Суворин и др.). Мимоходом в главе «Сказание о шести градоначальниках», Салтыков - Щедрин высмеял т. н. «польскую интригу», которую авторы антинигилистических романов использовали в качестве идеологического жупела. В романе «Господа Головлевы» автор показывает дегенерацию и моральное разложение дворянской семьи, создав из Иудушки, главного героя романа, мрачный и одновременно трагический образ лицемера-ханжи - один из самых ярких в мировой литературе. Своеобразный подведением итогов и одновременно вершиной сатирического творчества Салтыков - Щедрина являются его общественно-политически сказки, написанные в основном (кроме трех) в 80-е годы «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (1869), «Карась-идеалист» (1884), «Верный Трезор» (1885), «Либерал» (1885), «Коняга» (1885), «Богатырь» (1885), «Христова ночь» (1886) и др. Эти мастерские миниатюры, в которых сатира умело скрыта в различного рода аллегориях затрагивали самые актуальные и злободневные события, происходящие в России. Касались они и нравственно - философской проблематики. Политический подтекст сказок Салтыкова - Щедрина оценили и царские власти. После закрытия властями журнала «Отечественные записки» за распространение «вредных идей» и за тесные связи с революционными организациями Салтыков - Щедрин., уже тогда неизлечимо больной, был вынужден печатать свои произведения в разных, иногда идейно ему чуждых журналах, особенно в либеральном «Вестнике Европы». В нем он опубликовал два своих последних крупных произведения: цикл «Мелочи жизни» (1886-1887) и наполовину автобиографический роман «Пошехонская старина» (1887-1889). В этих произведениях, так же как и в несколько более раннем сб. «Пестрые письма» (1884-1886), сатира уже не играла определяющей роли. Сатира С.-Щ. тесно связана с эпохой, во время которой она была создана, поэтому большинство произведений мало понятны современному читателю без историко-литературного комментария. Большие затруднения вызывает также завуалированный, т. н. эзоповский язык, которым писатель вынужден был пользоваться по необходимости, чтобы избежать вмешательства цензуры. Несмотря на это, ряд его произведений, благодаря их выдающимся художественным и идейным достоинствам, навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.
Источник

image Click to view


#наулицезима

#наулицезима, юбилеи, литтворчество, года, искусство, история

Previous post Next post
Up