Кому он нужен, этот американец?

Jul 06, 2013 10:08

Про этого великого разоблачителя современности не говорил и не писал, наверное, только ленивый. Вообще-то и я к таким людям отношусь достаточно равнодушно, но, поскольку в эту историю прямым образом оказалась втянута Россия, хочу высказать и свою точку зрения.


Напомним, 23 июня бывший сотрудник американского агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден прилетел в московский аэропорт Шереметьево из Гонконга. На следующий день он должен был отправиться в Гавану, однако на самолет так и не сел. По сообщению WikiLeaks, Сноуден собирался полететь по «безопасному маршруту»: Россия - Куба - Венесуэла - Эквадор.

Власти США, которые обвиняют Сноудена в раскрытии секретной информации, призвали Москву рассмотреть возможность его экстрадиции. Госсекретарь Джон Керри предупредил Китай и Россию о возможных «последствиях», связанных с делом Сноудена. «Конечно, мы будем разочарованы, если ему преднамеренно позволили сесть на борт самолета. В результате, это, безусловно, повлияет на наши отношения и не обойдется без последствий», - подчеркнул он.
* * *
Сначала был Джулиан Ассанж. Затем мы узнали о источнике его знаний, Брэдли Мэннинге.
А ещё раньше был Марк Фелт, заместителе директора ФБР. Человек, которого старшее поколение любителей политики знало по прозвищу "глубокая глотка".

Напомню тем, кто не помнит события сорокалетней давности. После смерти многолетнего директора ФБР Эдгара Гувера в 1972 году Фелт формально считался человеком номер два в этой организации. Фактически он был человеком номер один. Официальный исполняющий обязанности директора ФБР Патрик Грей так часто был в отъезде, что подчиненные дали ему обидное прозвище "трехдневка Грей".

Отсутствием начальника Фелт пользовался очень своеобразно. Внешне заместитель главы ФБР оставался лояльным по отношении к администрации президента США Ричарда Никсона. Но в обстановке строжайшей секретности (отсюда и прозвище "глубокая глотка") Фелт был источником журналиста "Вашингтон Пост" Боба Вудворда.

Именно благодаря Фелту Вудворд смог поведать миру все детали уотергейтского скандала. Скандала, который не только погубил карьеру президента Никсона, но и радикально изменил отношение американцев к своему правительству.

Параллели между действиями Марка Фелта и Эдварда Сноудена, казалось бы, налицо. И тот, и другой были источниками газеты "Вашингтон Пост". И тот, и другой раскрыли миру глазу на попытки администрации президента США узнать чужие секреты. Суть уотергейтского скандала, напомню, состояла в том, что команда Никсона установила прослушивающие устройства в штаб-квартире конкурирующей Демократической партии.

Но Фелт раскрыл свою роль в падении Никсона только много лет спустя, в 2005 году. Сохраняя в течение трех десятилетий анонимность, он наслаждался ощущением своей моральной правоты. И реально ему было чем гордиться. До разоблачений Фелта американские спецслужбы считали, что они могут делать все, что им заблагорассудится. После Уотергейта и скандальной отставки президента Никсона в 1974 году такой уверенности у них резко поубавилось. Подотчетность секретных служб Конгрессу и обществу стала реальностью, а не конституционной фикцией, как раньше.

Наверное, Сноуден надеялся на славу Фелта или Ассанжа. И думал, что ради этого не страшно лишиться места в том мире, который он взялся разоблачать. Но он, наверное, не знал только одного: что теперь от него самого уже ничего не будет зависеть...

А теперь о главном. Вряд американцу, запросившему убежище в 21 стране, кто-нибудь сделает лучшее предложение, чем Россия. Россия выставила жесткое, но вполне выполнимое условие: прекратите работу против США и получайте возможность покинуть транзитную зону "Шереметьева". Все остальные дали либо уклончиво-отрицательные ответы, либо и вовсе "камень положили в его протянутую руку".

А почему Путин поставил такое условие? Чего он испугался?
Для Путина, как бывшего сотрудника спецслужб (которые, как известно, бывшими не бывают), Сноуден, прежде всего, предатель, пусть и с той стороны. В Путине, как это ни странно, могло сыграть чувство корпоративной солидарности: "Он сам бывший шпион, и потому не понаслышке знает, что это такое, когда тебя предают, поэтому соблазн дать ему убежище, конечно, был, но он сумел остановиться". Выгоды от этого фактически нет, недаром же Путин сказал, что "стричь с этого поросенка" нечего, "шерсти мало".

Множество политических игроков во всем мире получили выгоду от откровений перебежчика. Но тратить свой драгоценный политический капитал, чтобы протянуть ему руку помощи, никто не торопится. Велика планета, а места на ней конкретному человеку не находится!

Сноуден хотел среди прочего получить политическое убежище в Австрии. И, как выяснилось, в Австрии его очень даже ждут - но только в наручниках. Ради такой сладостной перспективы в Вене пошли даже на такой фантастически дерзкий по меркам мировой дипломатической практики шаг, как досмотр самолета главы иностранного государства - президента Боливии Эво Моралеса - против его воли.

Удивительно? Если честно, то не очень. Занимавший пост премьер-министра Канады с 1968 по 1979 и с 1980 по 1984 годы знаменитый политик Пьер Трюдо вот как однажды высказался об отношениях своей страны с США: "Жить рядом с вами - то же самое, что спать со слоном. Пусть даже это животное очень дружелюбно и обладает хорошим характером. Любое его подергивание или ворчание прямо отражается на тебе".

Сегодня в результате глобализации весь мир превратился в одну большую деревню. Все страны фактически являются соседями США. А теперь представим себе: описанный некогда Пьером Трюдо "добрый слон" чем-то недоволен. И не просто недоволен - слон в бешенстве. Найдется ли у кого-то желание стать объектом его гнева?

Если на кону будут жизненно важные интересы той или иной уважающей себя страны, то, наверное, найдется. Ну а если предмет раздора - всего лишь судьба американского гражданина, очень сильно насолившего своему же родному государству? У большинства стран мира сразу же срабатывает условный рефлекс: лучше отскочить в сторону и действовать по принципу "моя хата с краю".



Если вы держите слона за заднюю ногу и он вырывается, то самое лучшее - отпустить его. (А. Линкольн)

После террористических актов 11 сентября 2001 года тогдашний президент США Джордж Буш-младший так описал решимость американского государства добраться до исполнителей и организаторов злодеяния: "Мы выкурим их из нор и приведем их к правосудию или доставим правосудие к ним".

Да, то, что "натворил" Сноуден и то, что совершили террористы 11 сентября - абсолютно несоизмеримые вещи.
Но президент США Барак Обама уже дал обещание сделать все для ареста Сноудена. «Мы задействуем соответствующие правовые каналы и работаем со многими странами, чтобы обеспечить соблюдение закона», - заверил американский лидер. Почему ради поимки одного соотечественника президент великой страны бросается такими словами?

Эдвард Сноуден с точки зрения американских спецслужб - абсолютный и стопроцентный предатель. Такое не прощается. Сколько Сноуден будет жить, столько в официальном Вашингтоне будут мечтать достать его.

Теперь о том, как к Сноудену относятся в других странах. Многие ему очень даже благодарны. Любой сверхдержаве свойственно иногда впадать в состояние излишнего восхищения собственной же крутизной. В этом случае "больному" показана профилактика в виде холодного душа. Сноуден фактически это и устроил правительству США. Поэтому я уверен, что многие политики в тех странах, где разоблачитель хотел найти убежище, в глубине души считают: ай да парень, ай да молодец!

Но между тайным восхищением и готовностью помочь обычно лежит дистанция огромного размера. Почему так? О том, что никто особо не хочет "злить слона", я уже сказал. Но есть и другая веская причина.

Вот сейчас, например, французские политики искренне обижаются на Америку: как же так! Как они могли нас подслушивать! Понятен праведный гнев политиков из Парижа. Но и сами французские спецслужбы (да чего там - это касается всех спецслужб мира - такова их специфика работы) не отличаются примерным поведением.

Помнится, в бытность президента Франсуа Миттерана французские "рыцари плаща и кинжала" не то что "подслушивали и подглядывали" - они взрывали. В 1985 году корабль мировой экологической организации "Гринпис" "Радужный воин" очень сильно мешал французским ядерным испытаниям. Мешал до тех пор, пока не взлетел на воздух во время своей стоянки в порту Новой Зеландии 10 июля 1985 года. В сентябре того же года премьер-министр Франции Лоран Фабиус признал на пресс-конференции: да, это сделали агенты нашей разведки!

А знаете, кстати, как зовут нынешнего французского министра иностранных дел? Лоран Фабиус. Стоит ли после этого удивляться, что, закрыв для самолета президента Моралеса свое воздушное пространство, Франция сейчас поучаствовала в охоте на Сноудена?

Не сомневаюсь, что многим не терпится узнать, кто же в конце концов приютит Сноудена? Кто не побоится взять слона за ногу? Моё мнение таково: лучшей страны, чем Россия, ему не найти. А где ещё? Ни одна страна западного мира не предоставит ему надёжное убежище. Вот, к примеру, он не прочь обосноваться в Швейцарии. Но ради поддержания хороших отношений с США Берн пожертвовал даже своим "национальным достоянием" - банковской секретностью. Что швейцарцам какой-то Сноуден?

Латинская Америка - тоже вариант сомнительный. Возможно, новый глава Венесуэлы Николас Мадуро и не прочь предоставить Сноудену убежище. Нефтяная супердержава Венесуэла - не маленький Эквадор, который не решился углублять свой конфликт с США, или та же Боливия, передумавшая закрывать посольство США даже после унизительного обыска борта №1. Но как Сноуден может добраться до Венесуэлы, не опасаясь перехвата?

Остается одна Россия. Нам, конечно, тоже не нужно ухудшение отношений с США. Наши спецслужбы тоже состоят не из "ангелов во плоти". Но просто взять и выдать Сноудена Америке - это в наших глазах равнозначно национальному унижению. Вашингтон любит читать Москве проповеди при любом удобном и неудобном случае. Не упустить шанс указать американским чиновникам на их лицемерие - искушение, которому невозможно сопротивляться.

И вот вопрос на засыпку: что бы случилось, если бы Сноуден был гражданином РФ и раскрыл бы не американский, а российский секрет? Уверен на 100 процентов: наша власть преследовала бы его с не меньшим рвением, чем это сейчас делает власть США. Появись такой Сноуден у нас, Штаты назвали бы его борцом за права человека и диссидентом и первые бы кинулись его укрывать. За примерами далеко ходить не надо, вспомните Калугина или Гордиевского.

Люди, раскрывающие обществу глаза на факты вмешательства государства в их жизнь, больше не являются героями. Да и общество не спешит их защищать. Если раньше главными были общечеловеческие ценности, то теперь исключительно интересы государства.

Это я обратился к тем, кто не видит логики в преследовании "никому не нужного" американца...

Так что готовность оставить беглеца у нас, в России, - достаточно благородный шаг со стороны Путина. Тот факт, что Сноуден до сих пор остается в Шереметьево, заставляет предположить, что игра вокруг него еще не закончена, но он в ней, и это уже понятно, стал всего лишь пешкой.

Использованы материалы интернет-ресурсов.



Эдвард Сноуден, американец

Previous post Next post
Up