ИЗ КНИГИ "ПИСЬМА РУССКОМУ ДРУГУ"

Dec 09, 2021 19:41

В 1980 году, когда вся страна смотрела Олимпиаду, я оказался в Кишинёве. Просто так, на отдыхе. Турбаза «Дойна». В Молдавии я был впервые, но знал, что в столице живут мои родственники. И, можете поверить, я их нашёл, и они меня прекрасно приняли. Но я сейчас не об этом. Началось всё с полного омолдавления моей фамилии. Надо сказать, что я всегда, прилетая куда-либо, сразу же давал телеграмму родителям. Что-то вроде «Прибыл благополучно целую Миша». Если не послать - они сходили с ума: «Наш мальчик (которому уже 26 лет стукнуло…) где-то попал в беду… Ой вэй…» В этот раз получилась накладка. Я прилетел ранним утром, почта в аэропорту была закрыта. А турбаза стояла на отшибе от жилых кварталов Кишинёва, в роще возле озера. Поэтому я добрался до турбазы, получил комнату и лёг спать. Проснулся я от рёва динамика-колокола на столбе напротив моего окна: «Турист Сипе́ру! Турист Сипе́ру! Срочно зайдите в администрацию!» Я вдруг понял, что неведомый молдаванин Сипе́ру - это я. Прибежав в администрацию, я обнаружил телеграмму: «Сиперу Обеспокоены молчанием родители».

На турбазе наша группа должна была прожить несколько дней. После чего нас ожидало путешествие на теплоходе по Днестру вплоть до моря, оттяг в его волнах и зеркально обратная поездка. Но, прибывши в порт выхода на маршрут в городок Вадул-луй-Воде, мы обнаружили, что наводнение после дождей подняло уровень Днестра на несколько метров. По мутной быстрой реке неслись стулья, подушки и прочие предметы, конфискованные Днестром у бедных селян. Проблема была не в быстроте воды, а именно в её уровне. Наш теплоход не мог пройти под высоковольтной линией. И мы, поплавав туда-сюда, вернулись в Кишинёв.

Много было забавных случаев. В соседних домиках жила компания из Москвы, москвичи приезжали на 3-4 дня, состав компании менялся непрерывно. Как-то ночью мы пошли купаться на пруд неподалёку от «Дойны». На берегу стоял плакат с категорическим запретом ночных купаний, но это только разжигало желание окунуться. И, конечно, подъехал мотоцикл, и два милиционера стали выговаривать нам, поначалу - довольно мягко. Один из москвичей разорался на ментов, непрерывно матерясь и обещая все кары земные. Те раздулись и вызвали подкрепление. Я уже печально стал прикидывать, как оставшиеся две недели буду мести мостовые замечательного города… Нас доставили в «Дойну», чтобы мы оделись, ибо купаться мы пошли сразу в плавках. И тут случился сюрприз - москвич-хам оделся, достал из кармана удостоверение и оказался полковником МВД из какого-то супер-пупер управления в Москве. Бедные молдавские менты долго извинялись и затем умчались в ночь…

А самое шикарное воспоминание - это как я ходил на книжный рынок. Многие помнят, что в то время молдавские издательства издевались над всей страной и издавали что хотели. Особенно ценились двухтомники Дрюона и Ремарка, а также серия фантастики и приключений - Стругацкие, Азимов, Кларк, Вайнеры, Мерль и так далее. Естественно, книжный рынок Кишинёва был завален подобной продукцией. Я начал прицениваться, но неожиданно стал у всех получать стандартный ответ: «Только обмен. Не продаётся». Я пытался уговорить продать хоть несколько книг, ибо менять мне было не на что. Ни фига. Кишинёвские книжники стояли крепко. Я отошёл в сторону, загрустил, закурил. Тут ко мне приблизился типичный представитель иудейского племени лет 60 на вид: «Молодой человек! Шо ви ко всем тут пристаёте с вашей торговлей? Кто вам шо продаст, если мы вас первый раз видим? А вдруг ви с обэхэса?» Я объяснил, что я не с ОБХСС, что я с Урала, что у меня, естественно, нет никаких книг на обмен, что я хочу купить разные издания и увезти к себе на Урал, никого тут не беспокоя. Персонаж Шолом-Алейхема потребовал паспорт. Я засмеялся и показал. Тот сверил прописку, потом увидел пятую графу. «Постойте, ви, шо - аид?» Я подтвердил. «Где-то учитесь?» Я сказал, что институт закончил, что уже 4 года работаю инженером-технологом. Собеседник выстрелил контрольный вопрос: «Ви женаты?» Я сказал, что холост. Глаза аборигена просто запылали: «Аид с висшим образованием - и неженатый!? Всё! У меня есть для вас изумительная девочка!» Я снова объяснил, что цель моего прихода на рынок - это покупка дефицитных книг, а отнюдь не женитьба. «Ви не понимаете своего щастя! Девочка - просто цимес! Но она хочет прямо после свадьбы уехать…» «Куда?» - изумился я. «Ви шо не понимаете? В Америку, в Израиль… Я знаю? Все кишинёвские девочки этого хотят». Я опять объяснил, что мои пожелания скромнее - мне бы только книги. Мы пошли вдоль рядов. Мой вновь обретённый знакомый останавливался возле каждого книголюба и горячо объяснял, что я - еврей с Урала, с высшим образованием и неженат. Это звучало, как пароль. А отзыв был стандартный - каждый собеседник вскидывался и восклицал: «Так у меня есть для него замечательная девочка!» Я подумал о большой гендерной проблеме города Кишинёва - полно еврейских девочек и абсолютное отсутствие хотя бы одного еврея с высшим образованием… Наконец у одного из сводников я купил с десяток книг и быстрым шагом ушёл, пока меня не женили и не вывезли. Тогда я ещё об отъезде не думал. Молод был, каюсь. Глуп-с.

Ночью мне снился пыльный пустырь, где на расстеленных клеёнках лежали книги, за каждой стопкой стояла грудастая юница, а фоном шёл многоголосый крик: «У меня есть для вас девочка!»

Чтоб они все были мне здоровы…

проза

Previous post Next post
Up