Все говорят о важности права, но никто не знает, что это такое - право. И это незнание - главная причина творящихся в мире преступлений, когда их совершают по глупости, по недомыслию, из благих побуждений, из стремления к лучшему. Совершают даже на государственном уровне, принимая преступные законы.
Председатель Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук Валерий Зорькин в своей статье
«Суть права» («Вопросы философии», 2018, № 1) так и не добрался до этой сути. Зорькин выбрал эпиграфом к своей статье высказывание древнеримского юриста Цельса Младшего (ок. 67 - ок. 130): «Jus est ars boni et aequi». Из этого эпиграфа можно сделать вывод, что Зорькин вслед за Цельсом Младшим полагает: суть права в добре и справедливости. Но добро и справедлитвость не могут быть сутью права.
Добро к преступнику - это зло к жертве преступления, поэтому тотальное, неизбирательное добро служить злу.
Видеть суть права в справедливости ещё хуже, чем в добре, потому что вопрос о том, что есть справедливость, нисколько не легче вопроса о том, что есть право. У права и справедливости одна суть. Определять право справедливостью, значит совершать логическую ошибку idem per idem, «порочный круг».
Некоторые переводят «aequi» как равенство, а не как справедливость. Однако слово «равенство» не вызывает проблем лишь в математике. Когда речь идёт о равенстве между людьми, то это слово нуждается в расшифровке - о каком равенстве речь, если люди такие разные?
В последнее время я много общаюсь в Facebook с либертарианцами. Для них главное слово - «свобода». И суть права для них в свободе. Но свобода - слишком неясное и эмоциональное слово, чтобы через него можно было что-то определять. Поэтому теоретикам либертарианства приходится каждый раз уточнять, что они понимают под свободой, потому что общепринятого и чёткого определения свободы нет и у них.
Российский либертарианец, кандидат юридических наук, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ Владимир Четвернин так определяет настоящую свободу: «Для либертарианцев свобода - это право каждого распоряжаться собой и своим имуществом и запрет трогать других и их имущество без их согласия» (
из интервью в «Новой газете» от 07.05.2015).
Но видеть суть права в свободе, а свободу определять через право, значит совершать всё ту же логическую ошибку idem per idem, порочный круг.
Чтобы понять нечто важное, в данном случае - чтобы понять право, нужно отказаться от смутных эмоциональных слов: добро, справедливость, равенство, свобода. Нужны нейтральные и ясные слова, которые могут стать терминами.
Я предлагаю такие слова: межа, грань, рубеж, предел…
Межи делят ценные возможности между людьми, делят их на «свои» и «чужие».
Межи - добро, свобода для тех, кого они защищают. Но межи зло и несвобода для тех, кому они запрещают.
Именно поэтому многие мечтают их снести. Преступать межу запрещено кому бы то ни было. Запрещено даже самому главному государственному начальнику. И это единственное равенство, которое несут межи.
Межи и есть право. А размежёванные ценные возможности - права, в которых мы совсем не равны.
Своё представление о праве и правах я называю межевой теорией права или терминомикой.