Крупнейший специалист по античной филологии Сергей Иванович Соболевский в 1935 году перевёл «Οικουομια» Ксенофонта как «Домострой». «Домострой» Ксенофонта - это хозяйственные советы от имени Сократа молодому греку Критобулу. Например, совет как отучить жену от косметики и приучить поддерживать красоту и здоровье заботами о хозяйстве.
Современная экономика - это тоже советы. Но если экономика Ксенофонта - это советы конкретным людям, в частности Критобулу, то современная экономика - это советы для общего блага.
Но что такое общее благо? О том, что есть благо для Критобула можно спросить у Критобула, и Критобул скажет: это для меня благо, а то - нет. А общее благо? Если для всех благо, а для Критобула нет, то общее это благо или нет?
Современная экономика, которую солидности ради, стали называть плеоназмом экономическая наука, постулирует существование общего блага. Нужно только выразить его наилучшим образом: экономическим ростом, ВВП на душу населения или функцией общественного благосостояния - и подчинить усилия каждого служению общему благу. Если не подчинить, то будет кровавая борьба всех против всех.
Из веры в общее благо исходят коммунисты, когда призывают уничтожить частную собственность и обобществить средства производства, чтобы обобществлёнными средствами производства непосредственно служить общему благу. Из веры в общее благо исходят и сторонники социального государства. Правда, для служения общему благу они предлагают менее радикальные средства, чем коммунисты. Не обобществление всего, а обобществление через налоги части доходов. Служение общему благу координирует государство - самая вооружённая организация в стране, которая наказывает тех, кто отказывается служить общему благу.
Но постулат о существовании общего блага - ложный постулат.
Нет общего блага.
Есть только благо человека, и благо для одного не обязательно благо для другого. И пусть каждый служит своему благу.
А для того чтобы люди не передрались, совсем не обязательно служить общему благу. Достаточно придерживаться простых правил, а именно - размежевать ценные возможности между людьми, превратить их в права, и запретить покушаться на чужое, запретить нарушать права. Запретить даже государству, сколько бы оно не причитало об общем благе, называя его разными красивыми словами: экономическим ростом, защитой суверенитета, укреплением национальной безопасности, стабильностью, борьбой с монополизмом, бедностью, безработицей, инфляцией…
Экономическая «наука», построенная на вере в общее благо, маскирует государственный грабёж, выдаёт его за сбор средств на служение несуществующему общему благу, несуществующему народному хозяйству и несуществующей национальной экономике. На самом деле это грабёж в пользу тех, кто имитирует своё служение тому, чего нет - общему благу.