Mar 08, 2015 23:09
В пучине наших бедствий
спят корни всей кручины:
мы лечимся от следствий,
а нас ебут причины.
Игорь Губерман
Науки общения, увы, ещё не существует. Поэтому в мире нет согласия, нет лада, нет гармонии, и люди до сих пор по недоразумению, по неумению безопасно общаться устраивают войны и революции.
Любое слово, которым мы обозначаем социальные понятия, неоднозначно и порождает тягучие и чаще всего бесплодные споры. Вот лишь немногие из этих слов (в алфавитном порядке):
1. Анархия
2. Благо
3. Братство
4. Власть
5. Государство
6. Гуманизм
7. Демократия
8. Деньги
9. Дефицит
10. Договор
11. Долг
12. Зависть
13. Индивидуализм
14. Интерес
15. Имущество
16. Капитализм
17. Коллективизм
18. Коммунизм
19. Конкуренция
20. Кредит
21. Монополия
22. Насилие
23. Обман
24. Обещание
25. Общение
26. Общество
27. Обязательство
28. Полезность
29. Политика
30. Потребность
31. Право
32. Преступление
33. Принуждение
34. Равенство
35. Редкость
36. Ресурс
37. Рынок
38. Свобода
39. Собственность
40. Социализм
41. Справедливость
42. Стоимость
43. Товар
44. Торговля
45. Цена
46. Ценность
47. Эгоизм
48. Экономика
49. Эксплуатация
50. Эффективность
Нагромождение этих неясных слов делает невозможным конструктивный диалог, превращает его в банальный срач.
Что делать?
Нужно положить в основу разговора об общении самые абстрактные понятия. Таковы чувства и дела. Все остальные термины будут вытекать из этих двух самых абстрактных. Как в геометрии, которая вся строится на трёх самых абстрактных терминах: точка, прямая, плоскость.
Итак, чувство - это самое абстрактное понятие. Более конкретные понятия, вытекающие из этого абстрактного, - это конкретные чувства. Самые главные чувства: ненасытность, эгоизм, любовь, справедливость, зависть.
Покажем, как эти чувства связаны с определёнными делами. Эгоизм, то есть предпочтение своих интересов интересам окружающих, сталкивает людей в утолении их ненасытных желаний. Эгоист хочет захватить самое вкусное. Но ему противостоит другой эгоист, желающий того же. Можно разрешить конфликт насилием или обманом. Насилие и обман - это конкретные дела, в отличие от просто дела, которое - самое абстрактное понятие. Насиловать и обманывать бывает опасно для насильника и обманщика: они рискуют нарваться на встречное насилие и обман. Чтобы снизить риски, люди согласовывают свои дела, договариваются об отказе от насилия и обмана, разграничивают дела на правые - разрешённые и преступные - запрещённые. Договоры и разграничения - это тоже конкретные дела.
Я назвал границы, которые проводят люди, отделяя правые дела от преступлений, гранями. Не всем это слово нравится, но я не настаиваю. Я лишь предлагаю. Слово короткое, благозвучное и употребляется в разделительном, разграничительном смысле.
Почему те или иные слова становятся терминами? Почему мы точку называем точкой, а не пунктом? Прямую мы называем прямой, а не лучом, а плоскость - плоскостью, а не платом? Не знаю. И так ли это важно? Важна согласованность в названии.
Важно не то, как будет названа концепция, отделяющая правые дела от преступлений. Важно обратить внимание на важность этой концепции, которая хорошо объясняет право. Права - это возможности, силы, предстоящие разрешённые дела, меченные гранями. А право, справедливость - это следование граням, включая борьбу с преступниками.
Без концепции граней нам не справиться с массовым насилием и обманом. А это очень опасно на фоне растущей оружейной мощи во всём мире. Я думаю, на основе этой концепции можно примирить все религии и все политические взгляды.
терминомика,
грани,
наука,
общество