Прочитал
статью Бориса Ихлова «Вашингтонский консенсус». Хотел прокомментировать, но Ихлов внёс меня в чёрный список. Поэтому выношу свой комментарий в отдельную статью.
Статья Ихлова состоит из двух частей.
Первая часть - это текст Сергея Глазьева. Глазьев всю нашу дурость объясняет происками американцев, с которыми, по мнению Глазьева, мы воюем.
Вторая часть - комментарии Бориса Ихлова.
И Глазьев, и Ихлов озабочены нашим будущим, но форма, в которой проявляется эта забота, действительно вызывает тревогу о нашем будущем. Глазьев и Ихлов, следуя традиции современных экономистов, говорят об экономике России, представляя страну большим хозяйством, народным хозяйством. Экономисты и Путина научили, он тоже озабочен экономикой России, её макроэкономическими проблемами.
Страна не хозяйство. Только про коммунистическую страну можно сказать, что она одно хозяйство, потому что коммунистические начальники всё сколько-нибудь значимое имущество прибрали себе. Прибрали, конечно, в интересах народа. Знающие люди понимают, что служить народу - весьма прибыльное дело. И если народу нравится, когда коммунистические начальники ему служат, значит он достоин такого положения вещей.
Россия - не коммунистическая страна. В ней нет одного хозяина. В ней каждый - хозяин своего имущества: своих рабочих рук, своего дома или квартиры, своего магазина, своих акций или денег. У одного имущества много, у другого мало. Но никто - ни богатый у бедного, ни бедный у богатого не вправе забрать то, что тому принадлежит.
В некоммунистической стране рассуждения о народном хозяйстве или национальной экономике следует воспринимать как иносказания, как метафоры. Поэтическая натура может сказать: «Моя страна - мой дом». Но даже поэтам нужно помнить, что это переносный смысл, что это не буквально, что во многие места твоей страны тебя просто не приглашают хозяева этих мест. Попробуй припереться в чужой дом, тебя могут выставить и очень грубо. И твои крики, что ты в родной стране хозяин, тебе не помогут.
Когда об экономике России рассуждают всерьёз, я воспринимаю это как попытки рассуждающих забраться в чужой дом, распорядиться чужим имущество. Я воспринимаю это как преступление, к которому подбивают государственных начальников экономисты типа Глазьева и Ихлова.
Кто такая "экономика России", министром которой является Алексей Улюкаев и которую Борис Ихлов пытается сдвинуть с мёртвой точки?
Попытка управлять тем, чего нет, характеризует весь современный мир, а не только Россию.
Когда Ксенофонт писал свою "Экономику" - это была наука управления реальным хозяйством, хозяйством Критобула.
Сейчас экономисты пытаются управлять страной, будто страна - хозяйство.
Полагаю, что это массовое умопомрачение, которое надо лечить, иначе оно обернётся массовым грабежом. Вернее - уже оборачивается.