Jul 21, 2014 11:37
Непоколебимое основание государства - справедливость.
Пиндар
В заголовке моей статьи два слова, которые люди понимают очень по-разному. Я это неоднократно проверял. Поэтому необходимо раскрыть смысл, который я вкладываю в слова: «справедливость» и «государство».
Справедливость.
Одни говорят, что справедливость у каждого своя, как у каждого свой вкус. Поэтому глупо о ней спорить, глупо навязывать свою справедливость другим.
Я буду говорить о другой справедливости - об общей для всех справедливости, о справедливости, построенной на логике, которая тоже для всех одна. На основе общей для всех справедливости законодатель пишет одинаковые для всех законы. На основании справедливых законов справедливый суд принимает справедливые решения. Это означает, что если законы и судьи справедливы, то любой судья придёт к одному и тому же результату в определении справедливости, в определении правоты или виновности человека.
Другие говорят, что справедливость - в равенстве. Но равенство - это из математики. Фигуры равны, если при наложении они полностью совпадают. Величины равны, если выражаются одним числом. В человеке самое главное нельзя свести к фигурам и числам, поэтому разговоры о равенстве людей - это метафоры, поэзия, шутка, но не наука, не законы.
Я буду говорить об общей для всех справедливости в очень простом, научном понимании. Справедливо не преступать грани, которые делят ценные возможности. Разделённые между людьми ценные возможности - это права. Жизнь и имущество Ивана - это права Ивана. А вот жизнь и имущество Петра - это права Петра, а не Ивана. Если Иван покусится на права Петра, то Иван преступит грани, нарушит права Петра, станет преступником.
Многие полагают, что справедливо обобществление имущества. Это так, но при условии, что люди обобществляют своё имущество добровольно, потому что любят друг друга, не «качают» права друг перед другом, с радостью уступают друг другу. Так создаются семьи, коммуны, монастыри… Принудительное обобществление - это нарушение прав, несправедливость, преступление.
Вообще, всякое добровольное изменение граней, будь то дарение или торговля - справедливо. Принуждение или обман в изменении граней несправедлив, преступен. Но принуждение и обман преступников может быть правым, справедливым делом.
Правый - более короткий синоним справедливого. Антоним правого - неправый, преступный, несправедливый. Принуждение и обман правого человека - преступление. Но принуждение и обман преступника может быть правым делом. Эти два предложения почему-то трудны для понимания, поэтому мы к ним ещё вернёмся.
Государство.
Часто говорят, что государство - это страна, это мы. Но я буду употреблять слово «государство» в другом смысле. Государство - это самая вооружённая в стране организация. Из-за этого у государства, как ни у кого другого, самые большие возможности насиловать и устрашать.
Может ли насилие и устрашение (принуждение, если одним словом) быть справедливым? Может, если оно направлено на преступников и если оно не чрезмерно. Но принуждение правых людей, которое практикуют все современные государства, преступно. Оппоненты мне возражают. Они считают, что управлять людьми нельзя без принуждения и что в этом управлении нет ничего преступного.
Учёные, исследуя тонкие, но далёкие от повседневности вещи, оставляют без внимания актуальные явления, связанные с нашим общением. Одно из таких явлений - принуждение. Многие считают принуждением приказы работодателя. Но приказы работодателя - не принуждение, если они отдаются в рамках добровольно заключённого трудового договора. Даже если это команды воинского начальника идти в смертельно опасную атаку. Ведь вы, подписывая договор с работодателем, согласились выполнять его приказы, в том числе приказы ходить в атаку. Другое дело, когда такие приказы отдаёт рабовладелец рабу, с которым у него нет договора или воинский начальник солдату, призванному на службу в обязательном порядке под страхом уголовного преследования. Приказы, которым подчиняются не добровольно, о которых подчинённый не договаривался с начальником, являются принуждением.
Принуждением является воинская служба, о которой призывник не договаривался с государством и на которую он идёт лишь под страхом наказания. Принуждением являются налоги, о которых налогоплательщик не договаривался с государством и которые он платит лишь под страхом наказания. Принуждением являются всевозможные виды обязательного страхования: медицинского, пенсионного, временной нетрудоспособности, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гражданской ответственности автовладельцев.
Государство взяло на себя слишком много: оно страхует, эмитирует деньги, строит дороги, организует олимпиады, заботится об экономическом росте, борется с монополиями, запускает космические корабли... Всё это небезобидно. Более того - опасно, потому что приводит к преступному принуждению. Самую вооружённую организацию следует разгрузить от задач, решая которые оно прибегает к принуждению правых людей.
Справедливое государство.
Будущее государство я вижу исключительно властной организацией, осуществляющей свою власть над преступниками, признанных таковыми судом, организацией, готовой применить свою власть над преступными государствами. Основной источник финансирования такого нового государства - преступники, которые обязаны возместить не только убытки от своих преступлений частным лицам, но и покрыть затраты государства на поимку, следствие, суд и содержание. Все остальные функции современного государства: эмиссионную, страховую, образовательную, научную, медицинскую, строительную... необходимо передать в частные руки или местному самоуправлению.
Так может ли государство быть справедливым? Может, если создать для этого необходимые условия: запретить государству законом принуждать и обманывать правых людей. Пока такие условия не созданы, государство в принципе не может быть справедливым.
правое государство,
государство,
справедливость