Ненасытность и эгоизм могут побуждать к присвоению чужого имущества вопреки воле его владельцев. Жадинам и эгоистам нет нужды уничтожать это имущество, убивать и калечить его владельцев, если владельцы не мешают присвоению. Экспроприаторы даже по-своему любят свои жертвы, как любит хозяин скотину, дающую молоко, шерсть, мясо. Зависть - гораздо более низкое и опасное чувство. В нем всегда ненависть, вражда. Она может привести завистников к бескорыстному уничтожению имущества тех, кому они завидуют. И не только к уничтожению имущества своих жертв, но и к уничтожению самих жертв.
Все люди ненасытны и эгоистичны, но зависть искажает картину. Зависть очерняет ненасытность и эгоизм богатых и обеляет ненасытность и эгоизм бедных. Этим искажением пользуются левые политики, призывающие грабить богатых посредством национализации или прогрессивных налогов. Успешная борьба с левыми политическими взглядами невозможна без разоблачения присущей этим взглядам зависти к богатым.
Зависть - стыдное чувство, поэтому его маскируют, от него отнекиваются. Вот как маскирует свою зависть и отнекивается от неё лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман: «В реальности серьёзное неравенство в доходах неизбежно ведёт к широкомасштабному социальному расслоению. И речь не идёт о зависти или обиде. Неравенство оказывает резко отрицательное воздействие на образ жизни людей. Проблема не в том, что подавляющее большинство американцев не может позволить себе останавливаться в гостиничных люксах по цене 11 тысяч долларов за ночь или появляться в роскошных отелях в разных частях света. Главное заключается в том, что миллионы семей, относящиеся к среднему классу, приобретают дома, которые не могут себе позволить, залезают в рискованные ипотечные долги - и всё потому, что жаждут отправить своих детей в престижную школу. А усиливающееся неравенство приводит к тому, что число престижных школьных округов уменьшается, а проживание в них дорожает» (Пол Кругман. Кредо либерала / Центр исследований постиндустриального общества; Вступ. статья В.И. Иноземцева. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 368 с., цитируемая страница 265).
Каждому хочется поучаствовать в дележе чужого имущества, но не все имеют право. Обидно тем, кто не имеет права, в том числе обидно и Кругману. Поэтому Кругман размывает право, размывает грани, чтобы показать своё «право» и «право» других представителей среднего класса на чужое богатство. Для этого он пишет, что «благами экономического роста Америки за последние тридцать лет в основном воспользовалось небольшое богатое меньшинство. Более того, непонятно, перепадало ли вообще что-нибудь семьям со средним и низким достатком от научно-технического прогресса и обеспечиваемого им роста производительности. Тот факт, что многие оказались на обочине экономического прогресса, сам по себе является веским поводом озаботиться поиском более справедливого способа распределения доходов» (там же с. 261).
У Кругмана, озабоченного выравниваем доходов, в создании богатства участвуют не люди, а «экономический рост», «производительность труда», «прогресс». Поэтому он и полагает, что богатства созданные научно-техническим или экономическим прогрессом должны быть справедливо поделены. Он гонит мысль о том, что каждый делает своё богатство. Ему больше нравится мысль о дележе произведённого «экономическим ростом» или «научно-техническим прогрессом» дохода, и в этом дележе он хочет поучаствовать хотя бы как советник.
Но богатства создают люди, а не «экономический рост». Причём люди, приступая к совместному делу, обычно договариваются, о том, сколько каждый из них получит от этого дела. Кругман и аналогичные ему завистники представляют дело так, что богатые люди несправедливо урывают себе слишком большой кусок совместно произведённого продукта. Надо делить не так, как договорились участники, приступая к делу, а так, как предпишет им Кругман, чтобы благами «экономичекого роста» воспользовались все, а не только богатые.
Ницше называл зависть срамной частью нашей души. Никто не признается, что им движет зависть к успешным людям, поэтому проекты, движимые завистью, называют борьбой с привилегиями, неравенством, глобализмом или монополизмом. И этот список далеко не полон.