Мы не разумные. Мы говорящие

Nov 14, 2013 23:00

Мы называем себя homo sapiens - человек разумный. Чем старше становлюсь, тем больше убеждаюсь в нашей самонадеянности. Да - говорящие, да - пишущие, но вряд ли разумные, потому что попадаемся на простейшие словесные фокусы - оксюмороны ( Read more... )

демократия, равноправие, оксюморон, рынок, диалектика

Leave a comment

mp_gratchev November 16 2013, 05:06:00 UTC
М.П. Грачёв: Формулировка закона Единства и взаимодействия противоположностей:

"Всякое развитие в природе, обществе и мышлении имеет своим источником противоречие, представляющее собой отношение взаимодействия находящихся в единстве противоположностей".

- Евгений Репин: «Нашёлся ещё один сторонник диалектической логики. Он сказал, что я критикую неправильно сформулированный закон единства и борьбы противоположностей, и предложил правильную с его точки зрения формулировку... Но я и в этой формулировке обнаружил оксюморон: если есть противоположности, то, о каком единстве речь?».

Ответ. Есть легко наблюдаемое пространственное единство противоположностей. Левый и правый концы палки, два противоположных берега реки, потолок и пол в жилом доме.

Но есть противоположности, единство которых в глаза сразу не бросается. Например единство капиталиста и рабочего: оба заинтересованы в товарах, которыми те обладают. У капиталиста есть деньги для рабочего, а у последнего есть рабочая сила для капиталиста.

При таком положении словосочетание " ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

ext_340619 November 17 2013, 02:28:34 UTC
>Считать своим - но при этом стремиться избавиться от этого "своего" ?

А в чём же тут противоречие? Вот если бы владелец завода пытался избавиться от чужого завода, тут было бы противоречие. Оно бы состояло в (желаемом) нарушении прав другого владельца. Со своим можно желать и делать всё, что угодно, на то оно и собственность.

Reply

repin November 17 2013, 11:02:43 UTC
Единство противоположностей - оксюморон. Противоположностей, по крайней мере, две, а потому я не вижу единства, я вижу двойню, тройню и более противоположностей в зависимости от того, сколько противоположностей Вы обнаружите.
Вы говорите: у одной палки два конца, у одной реки два берега, у одного дома много сторон, включая пол и потолок, и даже капиталист в единстве с рабочим. И я с Вами соглашусь в том, что палка одна, река одна, дом один и договор капиталиста с рабочим один. Но мне может быть не едино, за какой конец палки браться, на каком берегу реки располагаться, какую сторону дома красить и с кем договариваться: с рабочим или капиталистом. Я вижу связь между концами палки, между берегами реки, между сторонами дома, между капиталистом и рабочим, заключившими между собой договор, но я не вижу единства в перечисленных выше противоположностях. Связь - это одно, а единство, вплоть до неразличения, - другое.

«Диалектическое мышление» строится на оксюморонах и оправдывает социалистический грабёж. Смотрите комментарий severа.

Reply

mp_gratchev November 17 2013, 15:04:12 UTC

- Е.Н. Репин: «Единство противоположностей - оксюморон».

Понятно, это Ваш тезис.
- Противоположностей, по крайней мере, две, а потому я не вижу единства, я вижу двойню, тройню и более противоположностей в зависимости от того, сколько противоположностей Вы обнаружите.

Хорошо. В порядке пояснения своей мысли, приведите пример положения дел, в котором Вы усмотрели бы единство.
- Вы говорите: у одной палки два конца, у одной реки два берега, у одного дома много сторон, включая пол и потолок, и даже капиталист в единстве с рабочим. И я с Вами соглашусь в том, что палка одна, река одна, дом один и договор капиталиста с рабочим один. Но мне может быть не едино, за какой конец палки браться, на каком берегу реки располагаться, какую сторону дома красить и с кем договариваться: с рабочим или капиталистом.

Палке без разницы, за какой из её концов Вы возьметесь. Выбор - это Ваши трудности, а не палки. Составляют ли концы палки единство само по себе, вот в чём вопрос.
- Я вижу связь между концами палки, между берегами реки, между сторонами ( ... )

Reply

ext_340619 November 17 2013, 17:00:50 UTC
>Составляют ли концы палки единство само по себе

Конечно же, нет. Это тоже ваши трудности, а не палки.
Противоположность - свойство абстрактного описания, которое наблюдатель вводит для удобства, для разграничения, чтобы не перепутать один конец с другим. Если описания концов составят (для этого наблюдателя) единство, это будет означать, что он запутался и потерял то преимущество, которое давало ему абстрактное мышление образа палки с противоположными концами, как надстройки над образом неразделённой, единой палки.

Reply

mp_gratchev November 18 2013, 17:49:23 UTC
> Противоположность - свойство абстрактного описания, которое наблюдатель вводит для удобства, для разграничения

Так это любое слово обобщает (абстрактно) и вводятся они (слова) вместе с языком для удобства описания внешнего и внутреннего мира человека, свойств и отношений, с которыми человек имеет дело. Это Вы слишком далеко забрались - в область ассортимента теорий истинности.

Тогда как исходный вопрос простой: является или нет словосочетание "единство противоположностей" оксюмороном? - Не является. Потому что "единство" согласно толковому словарю русского языка - это неразрывная связь и, скажем, пространственные противоположности (левое и правое, верх и низ) находятся в такой неразрывной связи, хотя и противоположны.
--

Reply

ext_340619 November 18 2013, 18:30:35 UTC
Не является, если единство в одном контексте, а противоположность в другом.
И является, если контекст (как и следует по умолчанию) один.

Reply


Leave a comment

Up