"Я полагал, что не я один, а многие заняты изучением человека и что иначе и быть не может. Я ошибался: даже математикой - и той занимаются охотнее. Впрочем, к последней, да и к другим наукам обращаются только потому, что не знают, как приступиться к первой".
Блез Паскаль
Наука невозможна, если в ней нет ключевых, одинаково понимаемых всеми слов, которыми можно охватывать широкий круг явлений. Эти ключевые слова называются терминами, категориями, понятиями. Самые общие из них будем называть универсалиями.
Одно из самых общих понятий науки - число. И неважно, кого или что считать: людей, баранов, метры или деньги - результат в числах будет одинаков.
Но люди не сразу поняли универсальность понятия «число», и в некоторых языках ещё сохранились разные числа для разных предметов. В этих языках ещё нет универсальных чисел. Писатель
Геннадий Гор в книге «Юноша с далёкой реки» пишет о нивхах или гиляках Сахалина. У них для длинных предметов существуют одни числительные, для коротких - другие, а для круглых - третьи. Когда нивха просят к пяти деревьям прибавить шесть, то он спрашивает: какие деревья длинные или короткие? А когда нужно посчитать пуговицы, нивх интересуется: круглые пуговицы или нет? Так что «число» - не такое уж простое понятие, до него надо дорасти. С другой стороны, любой человек, который хоть немного учился математике, сразу скажет, что одно из основных понятий математики - число.
В общественных науках мы по многим поводами ведём себя как гиляки по отношению к числам. Мы не видим, например, что права, о которых говорят юристы, и дефицитные ресурсы, о которых говорят экономисты, объединяет нечто общее. И права, и дефицитные ресурсы - это ценные силы, радующие возможности, которые позволяют преодолеть нужду. Но обществоведы сопротивляются считать права ценными силами по двум причинам. Во-первых, когда права - это ценные силы, включая имущество, рушится столь любимая многими юристами концепция равноправия. Во-вторых, когда дефицитные ресурсы становятся чьими-то правами, экономистам становится труднее давать советы по эффективному распоряжению чужими правами.
Универсалия число безотносительно к форме предметов счёта позволяет проводить более плодотворную классификацию, чем это делают гиляки. Числа бывают действительные и мнимые. Действительные числа бывают рациональные и иррациональные. Рациональные - целые и дробные. Целые - чётные и нечётные. Чётные - положительные и отрицательные. Получаются своеобразные понятийные матрешки: более широкое понятие включает в себя более узкое. То, что верно для самых широких понятий, верно и для всех подмножеств. Утверждение «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» верно для всех чисел: положительных, отрицательных, целых, чётных, нечётных и прочих.
Но вернёмся к людям.
Человек - существо чувствующее. Чувства бывают неприятные, и мы условимся называть такие чувства нуждой. Это первая универсалия. Чувства бывают приятные, и мы условимся называть такие чувства радостью. Это вторая универсалия. Человек стремится уйти от нужды и достигнуть радости. Для этого нужно дело - третья универсалия. Дело невозможно без сил, и это четвёртая универсалия.
Всего четыре универсалии, которые позволяют делать часто необычные, но очень плодотворные классификации. Так, силы можно делить на дефицитные и свободные. Права - это защищённые силы. Естественно, права - это дефицитные силы, потому что свободные силы незачем защищать. Отчуждаемые права - это имущество. Самые ликвидные права - деньги. Всё что верно для универсалии сила, верно и для более узкого понятия право, включая деньги.
Сегодня любое авторитетное высказывание о человеке, обществе, правах, деньгах может быть оспорено другим авторитетным высказыванием со ссылкой на сотни томов предшественников. Для вдумчивого прочтения этих томов не хватит жизни.
Средний возраст лауреатов Нобелевской премии по экономике в год вручения премии примерно 70 лет. Только писатели, лауреаты Нобелевской премии по литературе, имеют примерно такой же средний возраст в год вручения премии.
Средний возраст лауреатов Нобелевской премии по физике и химии в год вручения премии лет на 10-15 меньше, чем у экономистов. Даже физиологи и медики (лауреаты Нобелевской премии) в среднем лет на пять моложе экономистов.
Отсутствие согласия в ответе на важные вопросы, нескончаемые, а потому бесплодные споры отвращают молодых и творческих людей от занятий общественными науками. Профессора, не найдя главное и не договорившись о нём, создают у молодёжи впечатление, что их «наука» сложна, она требует дословного знания противоречивых текстов корифеев, а не простоты и ясности.
Я предлагаю твёрдые правила для отличия верных высказываний на общественные темы от неверных. Знание этих правил не требует многих лет для изучения Аристотеля, Гегеля, Маркса, Ленина, Кейнса. Корифеев прошлого надо оставить историкам науки.
Я предлагаю четыре универсалии, связанные шестью аксиомами, на основе которых можно перешагнуть через тупиковые споры.
Мои предложения позволяют создавать науку об обществе (терминомику) не как противоестественную схоластику, а как обычную науку, подобную физике или математике.
Все мои посты - это тренировка в обсуждении старых проблем на новом языке.