Экономическая «наука»

Aug 10, 2024 21:03



Увидел у Фарида Хусаинова статью «Почему экономика - это наука». Поскольку современная экономика, по моему мнению, не тянет на науку, мне стало интересно.

Книга французского экономиста Жана Тироля, о которой рассказывает в своей статье Фарид Хусаинов, называется «Экономика для общего блага». Из этого названия следует, что современные экономисты нацелены на достижение общего блага в отличие от Ксенофонта, экономика которого была нацелена на поиск блага конкретного хозяина, в частности, Критобула. Ксенофонт не замахивался на поиск общего блага для всей Греции, потому что нет общего блага в экономическом смысле. Такое общее благо - это ненаучная фантастика. Нацеленность на такое общее благо превращает государство в главного хозяина в стране, который будет указывать частным хозяевам, как себя вести: каков должен быть МРОТ, что развивать в первую очередь - большие торговые сети или маленькие магазинчики, автомобильный транспорт или железнодорожный... Общее благо при этом оказывается всего лишь ложным представлением государственных людей об общем благе, и это представление может быть очень далеко от представления каждого о своём благе.



Жан Тироль не останавливается на таком представлении об общем благе. Он оговаривается и про пострадавших от государственного регулирования. Фарид Хусаинов называет это интеллектуальной честностью. Но ни сам Жан Тироль, ни Фарид Хусаинов как будто не замечают, что таким вмешательством государство отбирает права у пострадавших, лишает их части возможностей.

Экономическая наука, нацеленная на общее благо, усиливает государство и мешает каждому из нас стремиться к своему благу.

Я давно пишу о том, что плеоназмы - свидетельство порчи языка. Серьёзное, нешуточное употребление плеоназмов, как правило, указывает на плохое понимание слов, из которого состоит плеоназм. В слове экономика уже есть «ном» (др.-греч. νόμος - закон, наука), указывающий на науку, как есть «ном» в астрономии или в агрономии. Но ни астрономы, ни агрономы не говорят об астрономической или агрономической науке. А вот экономисты говорят, хотя «экономика», где есть «ном», уже наука. Получается что «экономическая наука» - это «наука о научном хозяйствовании» или «дважды наука о хозяйствовании». Плеоназм, да ещё в названии науки, говорит о глубоком непонимании того, чем должна заниматься эта наука.

Выход я вижу в возврате к экономике Ксенофонта, когда каждый стремится к своему благу. Общее я вижу в установлении справедливости, когда есть согласие, когда никто не лезет в чужое, не преступает межи, отделяющие ценные возможности (ресурсы) каждого. Задача государства не в построении экономики для общего блага, которого не бывает. Задача государства в поддержании уважительного отношения к межам, в наказании преступников, которые лезут в чужое, мешая каждому стремиться к своему благу. Когда государство решает экономические проблемы общего блага, оно само становится преступником, который отбирает у одних, чтобы дать другим, не забывая и про себя. Справедливость - вот общее благо, но не в экономическом, а правовом смысле. Другого общего блага не бывает.

экономическая наука

Previous post
Up