Реплика на интервью Аузана от 12.08.2022 на Tinkoff Private Talks

Aug 17, 2022 11:24


Зная о моей критике экономической науки, меня попросили послушать интервью декана экономического факультета МГУ, профессора и доктора экономических наук Александра Аузана (https://youtu.be/3mQzDlQpP6k) и показать, как экономический подход к стране и миру мешает даже очень умному человеку увидеть истину. Я посмотрел и вот мои впечатления.

Экономическая наука провоцирует рассматривать страну как большое хозяйство, народное хозяйство, национальную экономику. Современные экономисты даже на мир посматривают как на большое хозяйство, называя его мировым хозяйством или мировой экономикой. В случае с Россией это большое хозяйство называется экономикой России. Аузан пользуется понятием экономика России без тени юмора и готов давать советы по управлению этой экономикой. Например, поддерживать автопром хотя бы только по той причине, что каждый занятый в автопроме даёт работу ещё восьмерым.

Аузан рассказал о своей борьбе с постоянно растущими административными барьерами, которые мешают развитию бизнеса. Но он не связывает эти барьеры с экономическим подходом к стране, по крайней мере, он не предлагает отказаться от такого подхода.



Вся экономическая политика - это результат экономического подхода к стране. Но Аузан легко, без всякой критики относится к экономической политике. Я не услышал от него слов, что единственно правильная экономическая политика - никой экономической политики. Политика - публичное дело, а экономика - частное дело каждого, естественно, если каждый остаётся в рамках права.

Экономика (или искусство хозяйствования) считалась частным делом две тысячи лет, начиная с Ксенофонта до Монкретьена. Ксенофонт написал свою «Экономику (Οἰκονομικός)» примерно за четыре века до новой эры. В ней он давал хозяйственные советы не народному хозяйству, не экономике Древней Греции, а обычному греку. Примерно через две тысячи лет, в 1615 году Монкретьен написал «Traité d’économie politique» («Трактат о политической экономии»), где экономия уже не частное дело, а «королевская наука управления». Он вручил этот трактат министру финансов Франции для воспитания юного короля Людовика XIII. Начиная с Монкретьена и до наших дней, экономия уже публичное дело. И не только для королевств, но и для государств, где нет монархов.

Экономика, став политикой, нанесла сокрушительный удар по основам права. Залезть в чужое - уже не преступление, а экономическая политика, одобренная политической экономией. Наиболее мощный удар по праву, от которого мы до сих пор не оправились, нанёс марксизм. Маркс, заявляя, что он опирается на науку - политическую экономию, призвал отобрать средства производства у капиталистов. Большевики в России осуществили этот призыв.

Рассуждать об эффективности той или иной экономической политики - это рассуждать об эффективности тех или иных преступлений. Аузан сравнивает эффективность трёх экономических моделей: Российской империи, СССР и современной России. И находит добрые слова для всех творящихся по этим моделям преступлениям. Если понимать: чем активнее экономическая политика, тем больше государственных преступлений - то по степени государственной преступности на первом месте СССР, на втором - современная Россия, и на третьем - Российская империя.

Где господствует право, там нет места никакой экономической политике. Политику следует оставить лишь там, где есть спор о правах, где есть покушение на чужое. И это должна быть правая политика, направленная на борьбу с преступниками, с теми, кто покушается на чужое, даже если на чужое покушается государство.

Чтобы решать текущие проблемы, сказал Аузан, надо смотреть в будущее, хотя бы лет на двадцать вперёд. Да, действительно, когда смотришь лишь в настоящее, будешь бесконечно толочься в дерьме, в которое вступил. Но эта правильная мысль продиктована не экономическим подходом к стране, а тем, что Аузан умный человек. И, возможно, если он посмотрит в будущее, то он увидит, что нужно отказываться от экономической политики, от экономического подхода к стране и миру. Когда мы будем руководствоваться правом, а не экономической политикой, повысится доверие и договороспособность, к которым призывает Аузан и которые являются основой права.

экономика, государство, политика

Previous post Next post
Up