Права, свободы одних - это всегда обязанности и несвободы других

Apr 03, 2021 12:23


Франклин Рузвельт 6 января 1941 года в ежегодном обращении к Конгрессу заявил о четырёх основополагающих свободах: 1) свободе слова, 2) свободе вероисповедания, 3) свободе от нужды и 4) свободе от страха. Тему свобод подхватила Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года, заявив, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией. О стремлении к свободе заявила в статье 2 и Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Но не бывает прав, свобод без обязанностей, ограничений, несвобод. Более того, права одних - это всегда обязанности других обеспечить эти права. Когда права очень важны, то можно согласиться с создающими их обязанностями. Так, права каждого не быть убитым, покалеченным, ограбленным, порабощённым, обманутым создаются исключительно обязанностями каждого не убивать, не калечить, не грабить, не порабощать, не обманывать. Кто не выполнит своих обязанностей и этим нарушит чьи-то права, тому придётся отвечать: возмещать убытки от своего правонарушения, иначе его поработят, покалечат или даже убьют. Серьёзная ответственность. Обременительные обязанности. Но права, порождённые этими обязанностями, стоят того. А бывает, что и не стоят.

Бывают такие «права», ценность которых весьма сомнительна в сравнении с обязанностями, которые эти «права» порождают. Свежий пример - право на то, что при тебе в общественных местах будут дышать только через маску. Это «право» порождает обязанность каждого носить маску в общественных местах. Это «право» сомнительной ценности из-за сомнительной опасности Ковида. Ковид - не чума. Тем более, что никто не лишает тебя права надевать маску в общественных местах, если боишься заразы. Зачем превращать право носить маску в обязанность?

Пример с Ковидом не самый показательный. Во всём мире чрезвычайно преувеличена важность свободы от наркотиков. Предложение и даже просто хранение некоторых наркотиков считается очень опасным преступлением, за которое в десятках стран предусмотрена смертная казнь. Больше всего наркоторговцев карают смертью в Китае, Иране, Малайзии и Саудовской Аравии. В России нет смертной казни, но за сбыт наркотиков можно получить до двадцати лет лишения свободы. Государственные деятели, которое борются с наркоманией столь суровыми методами, тем самым становятся убийцами и поработителями. Наделяя своих граждан сомнительными «правами» или «свободами», такие деятели сами становятся опасными преступниками и заслуживают, по меньшей мере, порабощения. Я не призываю к свободе обращения наркотиков. Особенно среди недееспособных и преступников. Но надо ли контролировать правых - людей, которые не нарушают прав, в частности, не предлагают наркотики недееспособным и преступникам?

Так называемые социальные «права» (которые Рузвельт называл свободой от нужды) обеспечиваются обременительными налогами, которые многие налогоплательщики расценивают как грабёж. И опять создание сомнительных «прав» оборачивается опасными преступлениями со стороны государства. Не убийствами и порабощением, как в случае с наркотиками, но грабежом.

Итак, смутные представления государственных деятелей о правах и свободах превращают таких деятелей, если не всегда в убийц, то в поработителей и грабителей. А смутное представление о правах - результат недоработки социальных философов: правоведов, экономистов, политологов, представления которых о правах нуждаются в жесточайшей критике. Я вижу эту критику конструктивной только с позиции межевой теории права.

права, право, обязанности

Previous post Next post
Up