Экономика и политика: многовековая путаница

Sep 11, 2020 10:06


Экономика Ксенофонта (др.-греч. Οἰκονομικός от др.-греч. οἰκος - дом и νομος - закон, буквально - правила ведения хозяйства) на русский язык была переведена Г. А. Янчевецким в 1880 году под названием «О хозяйстве». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона она называется «О домоводстве». Сергей Иванович Соболевский перевёл её в 1935 году, как «Домострой». Соболевский рассказывает, что «Οἰκονομικός» перевёл на латинский язык Цицерон (лат. Oeconomicus), что этот труд Ксенофонта хвалил Феофраст, полемизировал с ним Филодем, пользовался им Вергилий в своих «Георгиках» и что в новые времена (а новыми их принято считать с 16-го века, иногда прихватывая и 15-ый век) «Οἰκονομικός» во французском переводе был любимым чтением у сельчан во Франции.

Экономика Ксенофонта была наукой об устройстве частной жизни. Во времена Ксенофонта частная жизнь по большей части сводилась к натуральному хозяйству. В новое время стали больше торговать. Торговля, как добровольное общение, тоже частное дело. Но в тесно связанных торговлей хозяйствах многим померещилось единое хозяйство страны и необходимость государственного управления этим привидевшимся им единым хозяйством.

В 1615 году в «Traité d’économie politique» («Трактат о политической экономии») Антуан Монкретьен соединил несоединимое: политику и экономику. Политика - это дело публичное, государственное, касающееся всех и не обязательно добровольное. Пример политики - принятие закона о том, как наказывать вора. А экономика, домострой это частное, приватное, касающееся только тех, кого пригласили, и кто участвует в этом деле по доброй воле. Например, это соглашение о цене товара, по которой один продаёт, а другой покупает. Поэтому «политическая экономия» - оксюморон, несовместимое. Оксюмороны хороши в шутках, в поэзии, но тех, кто относится к ним всерьёз, они всегда обманывают. Оксюморон «политическая экономия» внушил ложную мысль о том, что торговля далеко не частное дело, за ней необходим государственный надзор. Эта ложная мысль господствует и в современном мире. В особо опасном виде оксюморон «политическая экономия» проявился в социалистической идее, в идее уничтожении всего частного.

Необходимо развести хозяйствование и политику. Честное хозяйствование - это распоряжение своим и согласованное общение, включая торговлю. Когда лезут в чужое - это преступление. А правая политика - это отпор преступникам. Вмешательство государства в честное хозяйствование - это преступная политика. И не надо смешивать политику с экономикой: ни в виде политической экономии, ни в виде экономической политики. Политика может быть правой лишь по отношению к преступникам. И она всегда преступна в отношении правых людей.

экономика, политика

Previous post Next post
Up