Пишут Владимир Чернецкий, представитель по работе с государственными организациями, IBM EE/A и Мэтью Шинкмэн, менеджер исследовательского подразделения журнала The Economist, Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка. Как все сделать правильно: примеры других европейских городов
Многие европейские города сталкиваются с аналогичной проблемой. Чему можно поучиться у тех из них, где введена плата за проезд? Попросту говоря, система должна хорошо работать и должна быть приемлемой для общества.
Эффективность
• Определите четкую цель и разработайте систему для ее достижения. В Лондоне и Стокгольме четко изложенные задачи упростили разработку систем для их выполнения. В другом проекте, в Эдинбурге, ясной цели не было, и городским властям оказалось сложнее убедить электорат. Цели могут быть самые разные - от снижения пробок до повышения финансирования городского транспорта, что влияет в том числе на построение схем тарификации.
• Выберите правильную технологию. Она должна быть надежной, поскольку сбои на начальных этапах обрекут и без того спорный проект на неудачу. В Стокгольме намеренное дублирование основных функций системы позволяет поддерживать систему в рабочем состоянии 99,99% времени.
• Регулируйте затраты. В Стокгольме взимание платы в один евро обходится в 20 центов, а в Лондоне - в 60 центов. Чем сложнее система, тем дороже она обходится, но законодательная база и процессы обеспечения тоже могут вызвать непредвиденные затраты в будущем.
• Разберитесь в законодательной базе. В большинстве случаев введение платы за пользование дорогами требует изменения законодательства в вопросе о том, как, когда и кто может взимать плату с автомобилистов.
Приемлемость
• Определите заметную проблему. Власти должны четко объяснить, что пробки - настоящая проблема для тех, кто изо дня в день ездит на автомобиле, и продемонстрировать, что сначала они пытались применить другие, менее радикальные подходы.
• Подчеркните преимущества. Для получения общественной поддержки важно постоянно и внятно говорить о преимуществах программы. Даже в городах, где такие схемы введены много лет назад, например, в Тронхейме, поддержка со временем ослабевает, если не соблюдать это правило. В Стокгольме продуманная политика информирования граждан через СМИ позволила по результатам референдума получить полное одобрение проекта.
• Выберите подходящее время. Преждевременное голосование может разрушить весь проект: именно так случилось при попытке ввести плату за пользование дорогами в Эдинбурге. Очень сложно убедить людей платить, пока они не увидели преимущества, но поддержка обычно возрастает после внедрения, поэтому более позднее голосование вероятно, будет успешным.
• Будьте справедливы. Система должна быть справедливой, и именно так ее должны воспринимать пользователи. Для этого надо выявлять мошенников и предусмотреть меры, которые смягчат удар для незащищенных групп населения. Кроме того, пользователи должны быть уверены, что это не просто новый источник дохода для городских властей.
• Подсластите пилюлю. Чтобы убедить людей, чрезвычайно важно четко ассигновать доходы от системы. В Лондоне полученные средства вкладывают в автобусную систему, а в Осло - в строительство новых дорог. Если же этого не сделать, власти определенно будут обвинены в том, что схема не имеет отношения к ликвидации заторов.
• Встаньте во главе. Самые успешные европейские проекты по введению платы за пользование дорогами выиграли за счет сильной политической поддержки. В Лондоне ее обеспечил мэр города Кен Ливингстон, который, заняв свой пост, сделал введение платы для ликвидации пробок одним из своих главных приоритетов.
Безусловно, ситуация с пробками в Европейских городах ухудшится, прежде чем дело пойдет на поправку. У городских властей есть ряд инструментов для решения этой проблемы, хотя становится все очевиднее, что в будущем единственная надежда на ликвидацию заторов будет связана именно с интеграцией платы за проезд в стратегию управления движением городского транспорта. Безусловно это не означает, что платный въезд - панацея, однако это важнейший элемент городской транспортной системы крупного мегаполиса. В качестве примера эффективной реализации транспортной стратегии можно назвать Сингапур, где, в сотрудничестве с компанией IBM были внедрены различные элементы интеллектуальной транспортной системы - в частности системы транспортного моделирования и статистического анализа дорожной ситуации, которые весьма эффективно могут работать совместно с системами платного въезда.
Говоря уже об упомянутых европейских столицах, Стокгольм и Лондон играют важную роль как положительные примеры использования оплаты для улучшения системы общественного транспорта и устранения пробок, а Осло демонстрирует, как европейские городские власти могут использовать такое нововведение для сбора средств на развитие инфраструктуры. Вместе с тем, недавний провал запланированного проекта в Эдинбурге показывает, чего делать не следует. Все эти инициативы представляют собой важный урок для европейских законодателей, ищущих возможность ввести в своих городах системы, эффективно решающие проблему заторов.