Сегодня один молодой новоиспеченный выпускник психологического факультета пожаловался, что никак не может найти работу. И спросил у меня совет по поводу поиска места для трудоустройства. Похоже он ожидал, что по окончанию ВУЗа его ожидает блистательная карьера на психологическом поприще. Но оказалась, что специалисты подобного рода в нашей стране не слишком нужны и никто его с руками и ногами забирать никуда не собирается.
А я как-то всерьёз задумался, а куда собственно молодые психологи могут податься?
Зачастую их дальнейший трудовой путь направлен в сторону системы образования. На данный момент, наличие психолога в школе или детском садике является повседневной нормой. Ещё один вариант - двинуться в систему здравоохранения. В штатном расписании ПНД есть должности психологов. В основном, в медицинских учреждениях требуются клинические или медицинские психологи.
Эти пути, на мой взгляд, тупиковые для развития психолога. В школьной системы фигура психолога довольно нова и функции его не совсем ясны и размыты. По сути, это те же учителя, но с правом проведения психодиагностических процедур. В медицинской сфере превалирующим является медикаментозное лечение, и на плечи психологов ложится всё та же психодиагностика.
Есть ещё третий путь - собственно практическая психология, проведение консультирования и приёма клиентов. И, наверное, это самый трудный путь. Система психологического образования не готовит будущих специалистов к подобной перспективе. Для этого пути важна личная проработка и терапия для самого психолога. Ибо невозможно работать с другими не умея помогать самому себе. Но кто её обеспечит? Преподаватели ВУЗа? Которые зачастую являются преподавателями социологии, политологии, и даже марксистко-ленинской теории, но никак не практическими психологами. Они сами в этом не бум-бум. Кроме вечного клеймления фрейдистких теорий они ничего не знают. Вот и получаются на выходе молодые специалисты с грудой разрозненных теоретических знаний и с отсутствием (или минимальными) практическими знаниями.
И если они всё-таки желают стать практическими психологами, им нужно выбрать направление психотерапии, в котором они в дальнейшем хотят работать, и начинать снова учиться в выбранном направлении.
Это было краткое вступление, которое предваряет основную мысль, которую я хотел бы рассмотреть.
Однажды я услышал гипотезу, что большинство людей, которые поступают учиться на психологов имеют два мотива. Первый - это управление другими людьми. У многих есть представление, что психолог - это человек, который читает человека как книгу. Знает все его тайные и слабые стороны и соответственно может получит власть над другими людьми с помощью различных "психологических ухищрений". Данная идея активно подогревается литературой и кинематографом и является частым мотивом для занятий психологией. И психология накопила достаточно знаний, которые помогают осуществить управление другим человеком. Эти методы активно используются в политике, рекламе, бизнесе и даже в некоторых видах терапии.
Другой мотив - это помощь самому себе. Такой мотив имеют люди, пережившие различные травматичные жизненные обстоятельства. Главная цель таких людей - помочь самим себе. Если они действительно работают со своими травматичными переживаниями, то в какой-то момент наступает облегчение, они учатся принимать себя и свои чувства. В какой-то момент они понимают, что пройдя свой собственный путь терапии у них появляется желание и возможность помогать другим.
Так вот в процессе общения с этим молодым психологом я обозначил возможности этого третьего пути. Сказал, что можно выбрать какое-то направление психотерапии и начать в нём практиковаться. Оказалось, что про данный путь он знает, но не может им воспользоваться. На мой вопрос почему, он ответил, что то направление, которое он выбрал невозможно обучаться в Украине.
Тут мне стало любопытно, что это за направление, так как знаю, что у нас проводят обучение множество школ современной психотерапии. И очень трудно найти то, которого у нас нет. Как оказалось, направление, которое дискриминировано в нашей стране - бихевиоризм.
Краткая справка из интернета:
Бихевиоризм (от англ, behaviour - поведение) - направление в психологии, исследование раздражения и ответной реакции.
Бихевиорист принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы и таким образом совершенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового.
Примером данного подхода может послужить небезызвестные "собачки Павлова". Позвонили в колокольчик - у собачек выделился желудочный сок, включили лампочку - собачки начали гавкать и тд. Всё поведение человека можно свести к набору определённых рефлексов. Никакого сознания и уж тем более подсознания не существует. И вообще всего, что нельзя померять и пощупать не существует. Метод лечения очень простой - гасим плохой рефлекс, а затем вырабатываем новый и хороший. Помните как в советское время лечили алкоголиков? Давали выпить алкоголь, и одновременно трихопол давали. В результате, данные химические субстанции в организме человека начинали войну, последствия которой были самые плачевные для организма пациента. С тошнотой, рвотой и прочими вытекающими последствиями. На выходе ожидалось получить стойкое отвращение к алкоголю. Человек выпивает алкоголь и у него, как у той многострадальной собачки Павлова, вызывался рефлекс, который приводил к рвоте. Вот такие вот весёлые методы бихевиористы имеют в своём арсенале.
На мой взгляд, бихевиоризм - это из направлений призванное управлять человеком. Оно низводит человека до животного. Не важно, что происходит с человеком и что заставило его злоупотреблять спиртным. Просто вызвали нужный рефлекс и всё окей - на выходе человек непьющий.
Я не хочу критиковать бихевиоризм, его и без меня много раз критиковали. К тому же я думаю, что есть часть людей, которым подходит подобное обращение, а значит этот метод является востребованным.
Мне интересно осознаёт ли этот молодой человек, выпускник психологического факультета, желание управлять другими людьми? Или это осталось неосознанным желанием?
Я спросил его:
- А что тебе так нравится в бихевиоризме?
На что он ответил:
Да я сам по себе просто такой..с людьми так общаюсь...я не люблю демократию, толерантность в психологии, сопли жевать с клиентом...а там все четко - сделал так - получил то...
Т.е. клиент - это послушная кукла в руках такого терапевта. Не надо осознавать себя и помогать осознавать клиенту, помогать ему "взрослеть". Наоборот пациент остаётся в "детской" и зависимой позиции. И я думаю многим клиентам это будет очень даже по душе.
В последнее время мне стали обращаться клиенты, которые желают попасть на приём к гипнотерапевту. Я не применяю в своей практике гипноз. И за этим стоят мои собственные убеждения о пользе данной методике. Могу фантазировать, что те люди, которые хотят попасть на приём к гипнологу, хотят избавиться от своих проблем по простому. Наверное, они представляют, что придя на приём их погрузят в транс и то, что их беспокоит исчезнет навсегда самым магическим способом.
Ах, как хочется получить всё по-простому. Найти эту волшебную пилюлю счастья. Раз и все проблемы решил!
И многим психологам грезится эта магическая власть над судьбами людей. и никаких мук взросления и выбора, никаких поисков себя в этом мире, никаких соплей...
Мне кажется, что большинство молодых людей, которые поступают на психологические факультеты, где-то внутри теплят надежду научиться управлять и манипулировать другими людьми. Для того, что бы научиться помогать - нужно дозреть. Для меня и многих моих коллег психология стала вторым или даже третьим образованием. Мы шагнули в эту эфемерную науку о душе в поиске себя и с желанием помочь себе, а в итоге научились помогать другим...
Недавно смотрел философское видео от Александра Данилина, психиатра, радиоведущего программы "Серебряные нити", который говорил на подобную тему. В некоторых моментах он сильно загнул, но в целом любопытные мысли прозвучали...
Click to view