На занятиях я разработала одну милую и увлекательную игру, основное достоинство которой состоит в том, что от нее не удастся увильнуть даже самым отчаянным тихоням и двоечникам. Как и многие другие игры, она хорошо идет, если ее проводить регулярно, например, раз в две недели. Ее правила оттачивались двумя годами регулярных еженедельных занятий, по количеству текста их кажется пугающе много, но на самом деле освоить игру очень легко.
Цель: выучить словарные слова (примерно 20-30 слов за одну игру).
Оборудование: доска с мелом или маркерами, проектор или карточки со словами.
Ход игры.
Подготовительный этап:
- Если это первый раз, то вспомнить с учениками, что такое дуэль и заинтересовать их предложением сразиться один на один с помощью знаний.
- Показать детям слова, которые сегодня нужно будет запомнить (на экране или с помощью раздаточных карточек). Дать им время списать эти слова к себе в тетрадь.
- После того, как часть учеников все списала, спросить, какие слова непонятны и объяснить их значение.
- Выключить проектор (или собрать карточки) и дать время на заучивание правильного написания словарных слов по тетради.
Основное действие:
- Разделить класс на две команды: первый и второй вариант. Объявить награду победившему варианту. Я в качестве награды разрешаю победителям подчеркнуть одно любое слово в итоговой словарной работе: подчеркнутое слово не ухудшает оценку, даже если оно написано с ошибкой. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
- Пригласить к доске самого смелого добровольца, который и начнет игру. Объяснить правила, если это первый раз.
- В течение всей игры указывать на ошибки имеют право только те игроки, которые в данный момент находятся у доски. За выкрик из зала начисляется дополнительный балл другой команде.
- Первый игрок (а в дальнейшем - тот, кто вызывает противника на дуэль) выбирает любого ученика и называет ему любое слово из списка. Вызванный должен написать это слово на доске. Тот, кто вызвал, сначала уточняет, закончил ли второй ученик писать слово и только после положительного ответа начинает проверять. За каждую найденную ошибку команде проверяющего прибавляется балл. За каждую незамеченную ошибку начисляется балл команде писавшего слово даже несмотря на то, что он ее допустил. Баллы фиксирует ведущий; если игра уже привычна ученикам, его роль может выполнять кто-нибудь из отличников.
- Игроки меняются ролями: теперь вызванный задает слово, а первый доброволец его пишет. После этого ученик, начавший игру, уходит, а тот, кто был им вызван, в свою очередь, выбирает следующего противника и они в том же порядке обмениваются заданиями-"выстрелами". Затем вызвавший игрок уходит, а вызванный делает новый выбор, и так далее. Таким образом, каждый игрок кроме самого первого участвует в дуэли два раза: сначала в роли вызванного, а затем в роли вызвавшего.
- Если игрок у доски не может вспомнить слово для задания, то команде соперника начисляется балл и ход сгорает.
- Если ученика вызвали, а он отказывается выходить, то команде вызвавшего начисляется шесть баллов (если это условие соблюдать жестко, то отказы быстро прекращаются: никто не хочет подводить свою команду).
- Нельзя вызывать к доске повторно.
- Если игрок назвал слово, которое уже написано на доске предыдущими игроками, задание не отменяется: нечего было хлопать ушами, вызванный имеет право видеть, что было написано до него. впрочем любой игрок, стоящий у доски, перед тем, как назвать свое слово, может стереть то, что на ней было.
- Игра заканчивается, когда вызывать уже некого (все побывали у доски) или по желанию сторон. Подсчитываются баллы, объявляется команда-победитель.
Заключение:
- Тетради со словами закрываются и убираются на край парты. Достаются листочки или тетради для письменных работ. Проводится словарный диктант.
А ТЕПЕРЬ Я ПОВТОРЮ ЕЩЕ РАЗ ТО ЖЕ САМОЕ, НО КОРОТКО:
1. У доски всегда два человека.
2. Основное действие игры: сначала тот, кто вызвал, называет слово, а вызванный пишет, а потом наоборот: вызванный диктует, а вызвавший пишет.
3. Как только это основное действие сделано, вызвавший уходит, а вызванный выбирает новую "жертву" из тех, кто еще не был у доски, и сам становится в свою очередь вызвавшим.
4. Возвращаемся к пункту 2 и повторяем цикл до тех пор, пока у доски не побывают все или пока не надоест.
5. Закрываем тетради и Проводим словарный диктант на оценку.
Баллы начисляются так:
проверяющий нашел и исправил 1 ошибку - 1 балл его команде;
проверяющий пропустил, не исправил 1 ошибку - 1 балл команде того, кто ее допустил;
игрок не может назвать слово - 1 балл команде противника;
игрок не принимает вызов, отказывается участвовать - 6 баллов команде вызывавшего.
выкрики, подсказки из зала - 1 балл команде соперника за каждый случай.