Такой необычной истории, как та, что мы услышали в субботу на звоннице Даниловского монастыря, мне давно не доводилось слышать. Сколько здесь всего сплелось - искусное творчество и патриархальные традиции, угроза гибели и чудесное спасение, американское образование и российское меценатство... Можно снимать увлекательный фильм по сюжету, растянувшемуся на три века!
Даниловский монастырь - одна из самых знаменитых святынь Москвы, ведь он мало того, что очень древний - основан еще в 13 веке, но и несет в своем официальном имени красивое слово “ставропигиальный”, то есть подчиняется непосредственно Патриарху Всея Руси.
Но это самый ставропигиальный изо всех таких монастырей, ибо именно здесь находится резиденция Патриарха. То есть, в какой-то мере этот монастырь - наш российский Ватикан.
А чтоб попасть в монастырь, любому вхоядщему нужно пройти сквозь ворота нарядной колокольни, ярусы которой взбираются в яркое весеннее московское небо.
Но не думаю, что многие посетители монастыря вглядываются ввысь, чтобы получше разглядеть колокола наверху:
Чтобы узнать, почему они так интересны, обратимся к истории. А рассказывали делегации блогеров о монастыре и колоколах иеродиакон Роман, большой специалист в области колокольного дела, и экскурсовод Данилова монастыря.
Слушать отца Романа было одно удовольствие - он прирожденный рассказчик!
Сам монастырь тоже очень интересен, но я хочу все же сосредоточиться на главной теме.
Кратко: памятник погибшим на этом месте, возведенный к 1000-летию крещения Руси:
знаменитый храм Святых отцов Семи вселенских соборов (18 век), с уникальной схемой компоновки, на месте первого каменного храма, возведенного еще при Иване Грозном, и где побывало множество знаменитостей, от американского президента до Вселенского Патриарха:
резиденция Патриарха (справа) и корпус Отдела внешних церковных сношений (слева):
...Нынешняя колокольня монастыря была воздвингута еще в 18 веке в стиле барокко.
В колокола звонили здесь и до этого, но с возведением новой звонницы в монастыре начал формироваться уникальный ансамбль колоколов, один из лучших в России. Один из этих колоколов отлит в перво половине 18 века мастером Моториным - автором знаменитого Царя-Колокола из Кремля:
Изучать историю можно по рельефам на колоколах:
Сам Большой колокол весом в 722 пуда (почти 12 тонн!) поселился на колокольне в 1891 году, будучи перелит из более старого 300-пудового. Сделал его очень известный мастер Ксенофонт Верёвкин:
Для того, чтобы поместить на башне этого гиганта, потребовалось даже разобрать часть опорных столбов верхнего яруса.
И висеть бы этому колоколу с собратьями, радовать москвичей пасхальными звонами, если бы не большевистская революция. Монастырь долго боролся, но все же был закрыт одним из последних - в 1931 году. Монахов разогнали, потом и расстреляли, а внутри поместили детприемник. Колокола же отправили... в металлолом!. Попросту, решили их продать за границу по цене меди, коей было немало - несколько тонн. То, что ценность их историческая и музыкальная много выше меди, никто не понимал, как и с прочими церковными ценностями...
Так бы и сгинули они в безвестных топках печей, если бы не американец Чарльз Крейн, любитель русской культуры. Он решил не просто спасти 18 колоколов, но и вновь дать им жизнь, работу. И для этого увез в Америку, в знаменитый своим университетом городок Гарвард. Там колокола водрузили в 1930 году на новенькую башню - клон филадельфийского Индепенденс-Холл, которая знакома всем американцам по учебникам истории, а нам - по фильмам.
Источник:
https://www.artbrokerage.com/Michel-Delacroix/Harvard-350th-Anniversary-Lowell-House-66745 Интересно, что Лоуэл-Хаус - это одно из общежитий Гарварда, к шоку российских студентов. И именно в этом здании жили, когда учились, многие знаменитости - например, японская принцесса Масако, Мэтт Деймон и Натали Портман.
Правда, студенты Гарварда не сразу оценили такой “подарок”. Русские колокола звонят не так, как европейские и американские, и поначалу им казался звук просто раздрадающей какофонией. Лишь спустя годы к колоколам и их мелодиям все привыкли, стали считать местной достопримечательностью и уже не мысли без их звона праздников. Звонили даже по случаю футбольных матчей.
Не иначе, футбольные хулиганы и постарались:
Но вот стали дуть другие ветры, Православная церковь стала восстанавливать утраченные позиции. Интересно, что начало этому положил Брежнев - он распорядился вернуть Патриархии монастырь в Москве в 1982 году. Правда, он выбрал Донской монастырь, но после его смерти Патриарх попросил, чтобы монастырь сменили на Данилов. Таким образом, Данилов монастырь стал последним закрытым и первым открытым в Москве.
Восстановили и звонницу (ее верхний ярус был разобран), нужны были колокола... Производства колоколов в то время в СССР не было, поэтому собрали старинные колокола со всей страны, из уцелевших церквей, получили в подарок от людей, хранивших их у себя все это время... Но все это было не то. Колокола были многие с дефектами, в музыкальном плане их уровень был скромным, а общий вес в 3,5 раза знаменитой Даниловской звонницы прошлого...
Конечно, в Даниловском монастыре хотели вернуть свои, родные колокола! И начался медленный процесс переговоров с Гарвардом... Вопрос колоколов время от времени поднимался на самом высоком уровне. И вот в 2003 году дело тронулось, американцы согласились обсуждать предметно тему возврата. По словам отца Романа, который был в составе делегации, американские представители выглядели весьма поникшими и с трудом выдавливали из себя знаменитую американскую улыбку - ну вот, приехали русские, сейчас отберут колокола...
Переговоры были непростыми, гарвардцы оттягивали возврат колоколов, так полюбившихся им. И вот очередной раунд, стоит декабрь, погода осенняя, теплая... Вдруг на следующий день - на североатлантиеское побережье обрушивается буран, снегопад заметает чуть ли не метровым слоем улицы. Может, совпадение, а может и в самом деле, испугались стихии, - но в сентябре 2007 года первый колокол уже звонил в Даниловом монастыре! А американцам отлили на наших заводах новые, точно такие же по виду и размеру колокола.
...Когда мы вошли на этаж звонницы, в колокола уже били.
С непривычки громкий звук чуть ли не сбивал с ног, казалось, что гудят не только колокола, но и здание, и весь воздух вокруг! Передать это словами очень сложно.
Все звонари не случайно ходят в берушах - иначе легко оглохнуть. Управляли с колоколами сразу три человека: один работал только с Большим колоколом, два других дергали за многочисленные веревки и нажимали педали, работая со всем ансамблем.
Раскачать такой язык дело нелегкое:
annataliya за работой:
Даня нормально переносил и оглушительный гул, и пронизывающий ветер...
Вместе с нами балдел от звона и от видов на Москву:
а особенно от густо разветвившихся путей Павелецкого вокзала и паровозиков :)
Да, и трамваи тоже весело мимо проезжают:
Но самое интересное для меня лично было, когда звонари... перестали звонить! Язык Большого колокола остановился, но гул его не прекращался! Он не стихал три или четыре минуты! Сначала был слышен и просто, а потом можно было приложить ухо или лоб к колоколу и слушать его мерный, какой-то внеземной гул...
В общем, замечательная получилась экскурсия! Спасибо Даниловскому монастырю и
mosblog за приглашение!