Отдохнув как следует и позавтракав, следующие 10 км по просеке проскочили бодро. По пути удалось зафотографировать глухарку:
Вскоре с удовольствием лицезрели знакомое место стоянки. Здесь нас ждал сюрприз: были обнаружены следы посещения места неизвестной группой. Рядом с костром валялись бычки и консервные банки, при том, что в заповеднике вообще запрещено курить и оставлять мусор. Если бы группа шла с проводником от заповедника, такое было бы невозможно. И на кордоне Усть-Ляга, кроме нас, никаких туристов не было, а дорога к Маньпупунеру одна. Кстати, ранним утром как раз примерно в районе этой стоянки виднелся дымок - еще один признак загадочных гостей. Единственная версия - что они пришли с Торре-Порре-Из, а незадолго до нашего прихода свалили в обратном направлении.
Запасы, подвешенные к потолку навеса, остались в целости и сохранности, никакие мыши и прочие звери их не подъели.
Помня о холоде предыдущей ночи на Ыджыд-Ляге, я поставил палатку на досках и натянул теплые вещи, но никаких приступов холода не было, и вставать в 4 утра не пришлось.
Бросили последний взгляд с высокого берега Ыджыд-Ляги на тайгу вокруг торчащих на горизонте болванов. Видимо, от грусти расставания с ними кто-то сжег здесь свои ботинки...
Осталось пройти всего 20 км, но ноги были уже изрядно стерты, а запасы пластыря подошли к концу. Первые 3-4 км я медленно плелся в конце. Но потом наш гид Игорь отыскал у себя особо удачный лейкопластырь и выдал мне, и я получил второе и третье дыхание одновременно. Скорость заметно прибавилась, возникло ощущение, словно за спиной выросли крылья, и ноги несут сами меня вперед. К удивлению остальных участников похода, вскоре я оказался впереди, и уже не они меня, а я их ждал на "перекуре" у следующей речки.
Оставшаяся часть пути была самая унылая, так как пошел нудный моросящий дождь, промочил всю траву в лесу, и мои ботинки на этот раз промокли не снизу, из болот, а сверху, атмосферным путем. Надо брать сапоги, сапоги надо брать - повторял я себе. Единственным отрадным моментом было - попалось место с обильным произрастанием черники, впервые за поход и вообще за этот год я ей как следует наелся.
Проскакали в обратном порядке километровые столбы, и вот наконец впереди замаячил просвет - речка! Осталось только пройти по берегу, завернуть за угол и оказаться на Илыче, а там уже стояла моторка! Мы вышли из лесу, ура, ура!
На кордоне нам разрешили истопить гостевую баню - надо ли говорить, с каким энтузиазмом была воспринята эта идея. Правда, воду пришлось таскать самим прямо из реки по крутому скользкому склону, где не было даже лестницы. У меня хранилась заначка пива, закупленного в Еремееве, но оказалось, что и на самом кордоне можно пополнить запасы пенного и других напитков. Возвращение из лесу было славно отмечено, вдобавок к этому нажарили огромную сковороду подосиновиков, то и дело попадавшихся по пути. Праздник был двойной - оказалось, что у Лены из нашей группы именно в этот день случился день рождения!
Мотористы засиделись на берегу, поэтому ранним утром следующего дня с радостью завели двигатели на лодках и повезли нас обратно.
Вниз по Илычу спускаться и быстрее, и веселее - проще проходить перекаты.
Снова вдоволь нафотографировался разных береговых видов:
Отлично получились Лёк-Из:
Снова сделали остановку в Еремеево и отлично там пообедали в гостях у одного из наших мотористов (он в центре в белой майке, рядом с женой и дочкой):
Во дворе цветут прекрасные лилии:
Вообще деревня чистенькая и аккуратная. Говорят, на другом берегу, в Приуральском, все наоборот.
И вид на Илыч замечательный:
А вот такой катер пришвартовался на берегу:
Рядом - наши лодки:
По берегам Илыча встречаются вот такие толщи чего-то вроде аргиллитов:
А вот уже проплываем снова слияние Печоры и Илыча:
Примерно к 6 часам на горизонте показалась "Газель" у слияния Печоры и Илыча. Снова все ближе к цивилизации!
Наконец, незадолго до Троицко-Печорска снова заработали телефоны, и я наконец-то смог сообщить любимой
annataliya, что со мной все в порядке - ведь неделю никакой связи не было вообще.
После леса и кордонов Троицко-Печорск показался нам просто столицей Вселенной. Здесь мы заселились в гостиницу "Печора", скромную по-советски, но уютную:
Таблички с именами улиц в Троицко-Печорске сделаны на двух языках:
А когда солнце садилось за горизонт, Роман и Алексей - организаторы тура из Троицко-Печорска - повели нас по улицам скрытого в темноте поселка к местному кафе. Снаружи его здание выглядело неказисто, но внутри царил уют и аромат дымящейся антикомариной спиральки, официантки заставили стол кучей вкусной еды и закусок, один за другим несли графины с вином - мы почувствовали себя как на хорошем домашнем обеде! Гвоздем программы было торжественное вручение дипломов "Покорителям чуда России - Маньпупунера".
Спалось на кровати отлично, хотя мне всегда хорошо было и в палаточке. Встать пришлось раньше всех - я запланировал отъезд на автобусе в Ухту, тогда как остальная часть группы ехала на час позже на поезде в Сыктывкар. Узнав об этом, Алексей не только взялся довезти меня с рюкзаком до автовокзала, но и вызвался прокатить по всем основным достопримечательностям Троицко-Печорска.
Среди них было вот что:
самый длинный дом в республике Коми, а может - и в России. Это пятиэтажка длиной 6,5 км! Подъездов в ней не то 37, не то 42. Сначала построили обычную пятиэтажку, а потом к ней пристраивали все новые и новые секции, и она, заплетаясь хитроумной спиралью, заняла целый микрорайон:
один из самых молодых памятников Ленину - его ставили в конце 80-х, переделав из скульптуры кого-то другого:
На той же площади рядом с Лениным возвели церковь, в результате чего получился забавный казус - Ленин как бы стоит с протянутой рукой перед папертью:
Еще мы заехали в местный магазин, и я взял на сувениры отличный коми бальзам "Сила жизни" на 46 травах. А еще организаторы приготовили к отъезду нашей группы несколько литров морошки - замечательная и очень вкусная ягода, которую я тоже с удовольствием повез.
Значительная часть города состоит вот из таких старых деревянных зданий, которые в большом числе мне доводилось видеть в Архангельске и Пинеге:
В точности по расписанию у автовокзала появился ПАЗик и повез меня в сторону Ухты:
Большая часть дороги представляла собой отличный асфальт, но в середине был малоприятный кусок то ли убитой гравийки, то ли грунтовки километров в 30. Наверняка какая-нибудь граница районов. По сторонам шел довольно унылый пейзаж из тощего леса на месте вырубок или гарей, разбавленный желтой кишкой нефтепровода. Вообще в Троицко-Печорском районе весь лес вдоль существующих обычных и лесовозных дорог уже вырублен, новых почти не строят, поэтому лесоразработки находятся в состоянии упадка.
На остановке в Войвоже удалось сделать довольно красивый пейзаж:
В автобусе мне досталось место рядом с девочкой, которая сначала мне показалась совсем маленькой, как племянник Ваня, но потом выяснилось, что учится уже в третьем классе и даже неслабо владеет компьютером, вплоть до переустановки системы. Она рассказывала мне всякие истории из непростой жизни троицко-печорских школьников - например, о том, как зимой детям приходится переползать через гигантские сугробы, т.к. улицы никто не чистит. А весной, когда они с подружкой гуляли около школы, там же гулял медведь, от которого пришлось спасаться бегством к ближайшему подъезду.
В Ухте совместными усилиями пассажирам удалось уломать водителя, чтобы тот заехал к ж.д. вокзалу, т.к. автовокзал от него находится отдельно. Поэтому никакой проблемы с переездом внутри Ухты не возникло.
До отправления поезда было еще два часа, и я решил озаботиться сохранностью морошки, ибо она уже дала сок. Сам вокзал Ухты стоит на отшибе, чуть ли не среди пустыря, и в единственной палатке сахара-песка не было, а в буфете мне его продавать отказались, сославшись на недостаток оного для приготовления чая. Но сообщили, что тут минутах в 10 есть магазин.
Я вышел в город, пересек грандиозную автодорожную развязку (сразу давшую понять, что настоящий город, а не скромный поселок, как Троицко-Печорск, где даже светофоров не видно), но магазина все не было. Полюбовался на типичный ухтинский пейзаж - народ, загорающий на фоне нефтеперерабатывающего завода (основного кормильца города):
Еще прямо в центре Ухты был обнаружен заброшенный подземный переход:
Пришлось дойти до местного бассейна, и только там я нашел искомую торговую точку. Магазин стоял на улице, выстроенном в монументальном сталинском стиле:
Соседние дома соединяли вот такие арки:
Ушло на дорогу к сахару двадцать минут, пора было на поезд, и обратно уже я ехал на маршрутке.
И вот поезд на Москву, дополнительного маршрута с табличками "детский" - он шел из Воркуты аж до Евпатории.
Снова проехал станцию пересадки по пути туда - Микунь. Там в поезд село просто огромное число детей:
А еще в Микуни рядом с вокзалом установлен паровоз Л-5218, принадлежащий к серии - "Лебедянка" (по имени конструктора Лебедянского). Выпускали его с 1945 по 1955, и это один из мощнейших в мире паровых локомотивов (2200 "лошадок"):
Куча длинных стоянок, прибытие в Москву на Белорусский вокзал по савеловской ветке (так что, впервые в жизни, я проехался по сегменту Большого кольца МЖД в районе Костино). И все равно это быстрее, чем ехать из Троицко-Печорска на медленном поезде, а там пересаживаться в Микуни или Сыктывкаре - так бы я приехал не в понедельник вечером, а часов на 10 позже, во вторник утром.
Уф, дописал отчет! Сколько путешествий так у меня до конца и не описано, Маньпупунеру повезло больше. Спасибо всем, кто осилил эту бесконечную писанину!
Предыдущие части:
I. Среди вас есть опытные туристы? II. Нет пропуска - нет Маньпупунера III. По второму Сибиряковскому тракту IV. На болванах