Логистика Маньпупунера

Aug 19, 2009 11:39

Читая мои описания красот Маньпупунера, многие читатели логично задаются вопросом - как туда добраться? Я уже освещал тему попадания на Маньпупунер из Свердловской области, изложенную по мотивам многочисленных туристических отчетов. Но вот как достичь плато с другой стороны, из Коми - известно хуже, т.к. спортивные туристы этим путем не ходят. Хотя для простых смертных, не увлекающихся набором категорий и километража, этот путь - самый простой и удобный.



I. Прежде всего надо попасть в республику Коми, если вы там не живете. А точнее, в поселок Троицко-Печорск, центр одноименного района.



Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Отмечено на карте:


  • 1 - Аэропорт Сыктывкар
  • 2 - Микунь. Станция пересадки
  • 3 - Ухта. Станция и аэропорт
  • 5 -поселок Троицко-Печорск. Ключевой логистический пункт
  • 5 - Усть-Илыч. Начало водного маршрута
  • 6 - Еремеево. Ночлег в доме, баня, магазин, связь
  • 7 - Усть-Ляга. Кордон с гостевым домом. Начало пешей части маршрута
  • 8 - Плато Маньпупунер


Попасть в Коми из Москвы можно тремя путями:

1) Самый быстрый. На самолете. Конечно, не в сам Троицко-Печорск (далее ТрП [4]). Самолеты летают в Ухту [3] и в Сыктывкар [1]. До Сыктывкара, столицы Коми, можно долететь всего за 5-6 тыс, если взять билеты заранее. Лететь всего 2 часа, но особенность стыковок нынешнего расписания такова, что потом все равно целый день сидеть в городе. Ухта ближе к Троицко-Печорску, но билеты до нее в 2,5 раза дороже - т.к. монополия и богатые нефтяники все равно полетят. Дальше надо ехать в сам Троицко-Печорск из Сыктывкара на поезде. Отправляется он около восьми вечера и только в 12.30 на следующий день прибывает в ТрП. Ходит не каждый день, 2-3 раза в неделю - смотрите расписание на rzd.ru. Можно смотреть Сыктывкар - Усинск, отправляются они вместе, одним составом. Вагоны там только плацкарт и общий, поэтому придется помучиться ночь в духоте. Едет очень медленно, т.к. ветка Ухта - ТрП - малодеятельная одноколейная. А вокзал вообще в 15 км от города.

2) Самый удобный. На поезде. Садимся вечером на поезд Москва - Воркута, через сутки доезжаем до станции Микунь [2], и там через два часа садимся в описанный выше вагон Сыктывкар - ТрП. Именно так ехал туда я. Общая стоимость получается 2400 купе до Микуни и около 700 р - плацкарт до ТрП. Ко всему прочему, вагоны стоят в этой Микуни 123 минуты. Можно париться в вагоне, можно кормить комаров на перроне. Если же хочется еще и побывать в Сыктывкаре - можно доехать на прямом поезде на него, и уже там садиться в местный поезд.

вариант 1б и 2б. Если не хочется плестись на супертормозном поезде, есть альтернатива. Из Ухты в ТрП несколько раз в день ходят автобусы - "пазики", ехать 4,5 часа, стоит около 300 р. Дорога почти на всем протяжении очень хорошая, кроме одного мерзкого 30 км ухабного участка. Кроме того, частники охотно гоняют тоже по этому маршруту, если наберется полная машина - будет всего на 50 р. дороже автобуса. Этим путем я возвращался из ТрП.

По вариантам 1 и 2 затраты времени - 1,5-2 дня.

3) Самый индивидуалистический. На машине. ТрП не стоит посреди тайги или тундры, это не Воркута или Норильск. До него проложена автодорога. По прямой от Москвы - 1307 км. За пару дней добраться вполне реально. До Сыктывкара 1459 км по асфальту через Нижний Новгород и Киров. По карте более коротким кажется путь через Ярославль, Кострому, Лузу и Лальск, но это только для очень терпеливых и не боящихся разбитых дорог автолюбителей (хотя там полно интересных и красивых мест). Далее 550 км сначала до Ухты по главной автомагистрали республики Коми, оттуда через Войвож на ТрП по дороге, где ходит автобус (см. выше). Либо, если хочется сократить путь можно частично срезать крюк, но там частично путь будет по грунтовке. Далее от ТрП можно доехать до Усть-Илыча [5] - места посадки в лодки. Это еще около 100 км, асфальт, потом хороший гравий. Теоретически дорога есть и еще дальше, до Приуральска, но там даже местные предпочитают плавать на лодках... вероятно, убитая грунтовка.

II. Лодки. Плыть надо 195 км вверх по Илычу, от места слияния Печоры и Илыча (Усть-Илыч) до кордона Усть-Ляга [7]. В нашем маршруте на это ушло 1,5 дня - в первый день отплыли около 3-х часов дня, во второй день приплыли в 7-8 вечера. Но это с учетом ночевки в Еремеево [6] и длительной стоянки на Изпыреде. Если отплыть рано утром, можно успеть за один день. Обратно, т.к. вниз по течению, успели за один день. Отплыли около 6-7 утра, прибыли в Усть-Илыч в 6 вечера.

III. Пешая часть маршрута.



Общая протяженность пути в одну сторону - 38 км. За первый день надо пройти 20 км от Усть-Ляги до берега Ыджыд-Ляги по Сибиряковскому тракту. На это у нас ушло примерно 8 часов (вышли в 9 утра, пришли в 5 вечера), с учетом перекуров и обеда на 12-м км. Скорость - практически как по обычной грунтовке, т.к. препятствий практически нет. Есть несколько бродов и небольших мостиков. Т.к. регулярно попадаются болота, без резиновых сапог там делать нечего. Весной, по высокой воде, до стоянки на Ыджыд-Ляге можно доплыть и на моторке, а зимой - доехать на снегоходе.
За второй день остается 18 км. Это 10 км по просеке, затем 6-6,5 км вдоль ручья по тропе и еще 1,5-2 км вверх по склону и далее по плоскогорью до плато. Затраты времени - 10 часов (вышли в 7 утра, пришли в 5 вечера). Скорость ниже, т.к. ко второму дню накапливается усталость, тропа на просеке не такая чистая, как на тракте, а вдоль ручья начинает петлять и больше попадается бурелома.
Если группа в хорошей спортивной форме и если не тратить время на обед, то конечно можно пройти быстрее. Возможен и такой вариант - пройти только 10 км и поставить там лагерь, а в течение дня устроить на плато [8] радиальный выход. В этом случае не надо подниматься с тяжелыми рюкзаками в гору, ставить палатки на сильном ветру и питаться в сухомятку, т.к. на вершине воды нет. Но мы сделали именно так, в результате смогли наблюдать закат и восход солнца у столбов - а это еще красивее, чем просто столбы днем. Правда, есть еще один вариант - перевалить через хребет со столбами и поставить лагерь у скалы в виде слона (примерно в 1-1,5 км от столбов), где меньше ветра и есть вода.
Для спортсменов есть и третий вариант - поставить лагерь на Ыджыд-Ляге и в один день сделать радиальный выход к Столбам, т.е. пройти 36 км, но зато налегке. Этот вариант годится для зимы, т.к. ночевать на открытом всем ветрам плато, скорее всего, не очень уютно. Тогда можно уложиться в 3 дня.
Итого на пешую часть маршрута нужно заложить 4 дня. В этом случае маршрут без особого напряжения может пройти человек с любым уровнем подготовки. Идеально же иметь 5 дней, в этом случае можно устроить дневку в районе столбов и иметь запас времени на случай непогоды. Но тогда сложнее согласовать график маршрута с редким хождением поезда в ТрП.

Общая продолжительность поездки у меня получилась чуть больше 10 суток: выезд из Москвы в пятницу вечером и возврат в понедельник вечером. Для разговора с начальством - 6 дней отпуска.

Что касается времени года. По мнению нашего гида, лучшее время - это зима. Никаких комаров, мошки и оводов, все болота и речки замерзшие, а сами столбы очень красиво покрыты снежным налетом. Можно ехать на снегоходах, но только не очень понятно, где их там брать, плюс требуется немаленький запас бензина. Можно идти на лыжах, это наверно будет быстрее, чем пешком. Минус только один - необходимо теплое зимнее снаряжение, т.к. температура в уральских горах в январе опускается до -40. Кто боится мороза, тем лучше выбрать март-апрель, когда снег и лед на реках еще есть, но потеплее. Но турфирмы зимой маршруты пока не организуют.
Летом предпочтительный сезон - с середины июля до середины сентября. Кусачих насекомых становится поменьше, самое теплое время года, в реках воды немного. Именно в это время в основном туры и водят.
В мае-июне конечно тоже можно, но кусать будут сильнее, реки, возможно, придется переходить по пояс в воде, плюс это сезон активности клещей. А на склонах плато еще может лежать снег. Зато можно по высокой воде выше подняться на лодке.
Планируя маршрут, надо еще обязательно согласовывать его с заповедником, т.к. у них есть свой план движения туристских групп, они стараются делать, чтобы одновременно на маршруте не было много народу, и общее число посетителей ограничивают. Мы никаких других туристов, идущих со стороны Коми, за время пути не встретили. Могут быть запреты на передвижение и в связи с лесными пожарами.
Где-то с середины сентября уже начинает выпадать снег, могут быть затяжные дожди, и маршрут становится сложнее. Хотя, конечно, тайга и горная тундра в золотом осеннем наряде очень красива.

Маньпупунер, путешествие

Previous post Next post
Up