Подробный отчёт о путешествии в Вологодскую область

Jul 03, 2006 10:35

Опрос общественного мнения показал, что вариант "одна фотка в посте и много под катом" абсолютно опережает все прочие. Благодарю всех, кто не поленился ответить, и представляю новый пост в этом формате. Итак,





Участвовали я и dhtima, фотографии - их же.



Очень ранним утром 10 июня 2006 г. мы покинули поезд Москва-Череповец и отправились гулять по Вологде. Вологодские улицы были пустынны, автомобили редко нарушали спокойствие спящего города. Можно было спокойно и неторопливо любоваться скромными провинциальными домиками и запечатлевать вот такие замечательные пейзажи в самом центре города:



Посмотрев на улицы, площади и переулки; храмы, церкви и колокольню; игрушечные деревянные домики и Тот Самый дом с резным палисадом, а также на памятник поэту К.Н.Батюшкову с лошадью в главной роли, мы вернулись к вологодскому ж.д. вокзалу, счастливо совмещённому с автостанцией.

Погрузившись в автобус до города Кириллов, следующие три часа мы наблюдали вологодские деревеньки, поля и долго-долго тянувшееся невдалеке от дороги озеро Кубенское (ориентировка которого явно неслучайно совпадает с ориентировкой авлакогенов Русской платформы).

Город Кириллов знаменит тем, что именно там находится самый большой российский монастырь - Кириллово-Белозерский. По своему гигантизму он может соперничать разве что с Соловецким. Огромные башни, строго функциональная, оборонительная архитектура, минимум архитектурных украшений - все говорит о том, что перед тобой серьёзная крепость, готовая дать решительный отпор врагу.

Внутри монастыря можно заблудиться в разнообразии построек. Соборы разных эпох, кельи монахов, трапезные, кладовые - целый город в миниатюре. По территории бродит немало туристов, в том числе иностранцы с многочисленных круизных судов - в 9 км Волго-Балт. Есть музейная экспозиция, многочисленные сувенирные лавки. А еще можно подняться на крепостную стену и погулять по её огромным ярусам - ширина стены такова, что по ней спокойно могут ехать легковые автомобили в два ряда. Заглядывая в узкие бойницы, воображаешь себе, как на осаждающих крепость супостатов льются потоки горячей смолы и кипятка, лучники непрерывно метают стрелы, а на перекрытиях самого верхнего яруса идёт рукопашная... Со стены монастырь выглядит вот так:



Нагулявшись по памятнику, проходим через весь город Кириллов, выглядящий по сравнению с монастырём довольно неказисто. В "Вольной энциклопедии" я отыскал упоминание о наличии столовой по адресу "ул. Ленина, 46". Прочитав эти строки, мы с Тимой огляделись по сторонам и сразу же видим яркую табличку с надписью "Магазин Рыба. Кирилловское райпо. Ул. Ленина, 46". Обошёл окрестности здания - столовой нет... Идём дальше. Снова магазин, и опять на нем адрес - ул. Ленина, 46. Вскоре выяснилось, что все кирилловские магазины носят на себе этот гордый адрес... А улица Ленина оказалась совсем в другом месте. И хотя мы даже ее нашли, столовая так и не была посещена из-за неприятия идеи питаться общественно Тимофеем.

Далее следует упомянуть первый опыт вологодского автостопа, но, будучи описан в более раннем посте, я его пропущу. Точно так же поступлю и с описанием Ферапонтова, но поставлю парочку отличных фотографий этого места:





Несмотря на грянувшую грозу с проливным дождём, мы продолжили наше путешествие, сев на автобус местной линии, направляющийся в поселок Липин Бор. Хорош этот поселок тем, что находится на берегу Белого озера, огромного и круглого, как яйцо. Судя по описаниям в интернете, там нас ждали отличные места для стоянки.

Реальность же оказалась немного иной. Будучи осведомлены крайне приблизительно, куда следует идти, мы просто вышли за околицу и пошли по дороге в сторону Белозерска, отыскивая поворот к озеру - а оно было совсем недалеко. Однако, вдоль обочины лишь вставали стеной деревья, и никаких лесных дорожек... В конце концов добрались до пересечения дороги с небольшой речушкой, где главная дорога подходила к озеру совсем близко. Но здесь нас ждало разочарование - никаких красивых мест не наблюдалось: лишь заболоченная пойма реки, полусгнившие остатки какого-то причала, следы стоянок рыбаков... Вода в озере была густо наполнена торфом, а оттого непригодна не то что для купания - даже для мытья рук, не говоря уже о чае - воду для него пришлось добывать из мелкой речки. Разумеется, в этом месте было раздолье для комаров...

Вдобавок ко всему ещё в Липином Бору к нам привязалась жутко упрямая мелкая чёрная собака, бывшая домашняя, с редкостным упорством пытающаяся выпросить какой-то еды. В надежде, что она от нас отстанет, еды я ей не давал... но все бес толку: она продолжала носиться вокруг лагеря, норовя залезть в рюкзаки и пакеты, а ночью улеглась прямо под тентом палатки, постоянно ворочаясь и что-то грызя прямо рядом с пытающимся спать мною... Я же постоянно боялся, что она начнёт грызть палатку, и периодически выглядывал наружу.

И тем не менее, закат на Белом озере был красивым:



Строго говоря, закатом это называть нельзя, т.к. стояли белые ночи, и солнце за горизонт полностью так и не опустилось.

Вся эта откровенно говоря лажовая ситуация со стоянкой не вызывала у Тимы положительных эмоций... он рассчитывал на спокойный отдых в красивом месте, а не на борьбу с разными помехами и блуждание по болоту. Не хотелось ему и возвращаться прямо с поезда на работу во вторник утром, как планировал я. Поэтому ближе к утру он принял решение прервать участие в экспедиции и вернуться в Вологду. Что ж, это было его право, и мы решили вернуться к автостраде, а оттуда разъехаться в разные стороны. Уже около 5 утра палатка была собрана, и мы зашагали обратно к Липину Бору. Как ни странно, на этой пустынной дороге в такой ранний час оказался возможен автостоп: поймали московскую "девятку" с изрядно поддавшими хлопцами, остановившими машину с эффектным разворотом, чуть не сбив при этом Тимофея. На заднем сиденье спал пассажир, и я сначала не мог понять - где ж нам ехать; но тому было сказано "подвинься", и нас с ветерком докатили до центра Липина Бора. Оказалось, что в нем есть даже гостиница... Дальше с автостопом нам так не везло, хотя под ногами и был асфальт: 5 км до трассы топали пешком. Я занял позицию на Вытегру, Тима - на Вологду; и в ту, и в другую сторону было километров по 180. Движение было крайне скудное. Впрочем, где-то через час я застопил красную "копейку", довезшую меня до самой Вытегры. А Тима сменил множество машин, прежде чем оказался в Вологде, где и сел на поезд до Москвы.

Вытегра оказалась довольно крупным городом с множеством points of interest: здесь был и собор XIX века с колокольней:



краеведческий музей, свежемузеефицированная настоящая подлодка Б-440, которую я посетил с экскурсией, проведённой настоящим моряком-подводником;

огромное сооружение, видимое с другого конца города - шлюз №1 Волго-Балтийского канала:



множество магазинов и несколько предприятий общепита. Я же в первую очередь искал автостанцию, и нашёл её рядом с пассажирским речным портом, где причаливали круизные теплоходы. Ситуация с автобусами показала, что уехать на север, в направлении Пудожа, довольно проблематично - остается только автостоп.

Поэтому я снова прошёл через весь город, достиг выезда на Пудож и принялся стопить. Довольно скоро мне попалась "десятка" с семейством, направляющимся в какую-то деревню; но самая удача была в том, что сразу за ними на другой "десятке" ехали какие-то их знакомые, направлявшиеся как раз по дороге вдоль Тундозеро в сторону Андомы, куда я и направлялся. Поэтому на тундозерском повороте с трассы я просто пересел в другую машину и проехал аж 19 из 22 этой малоинтенсивной по движению сельской дороги. Далее мне оставалось пройти каких-то 3 км, и вот я у цели - знаменитой Андом-горы, обрывистого берега Онежского озера, где обнажаются разноцветные породы нижней части осадочного чехла Восточно-Европейской платформы - верхнедевонские (франский ярус) пески, песчаники и глины. На несколько километров берег раскрашен в невероятные желтые, оранжевые, красные, кирпичные, розовые тона - словно здесь смешивал краски в своей палитре какой-то художник-великан.

Здесь, на крутом мысу я поставил палатку, затем сбежал вниз и принялся с наслаждением носиться вдоль берега, лазить вверх и вниз по осыпающемуся песку, рассматривая изумительно чёткую слоистость в песках и делая море фотографий ярких склонов, прибоя, уходящей вдаль береговой линии, онежских волн... Ботинки после такой прогулки приобрели отчетливый "гламурный" цвет от розоватого песка.



Прямо на мысу стоит вымирающая деревня Ольково,



жители которой навестили меня с визитом - познакомились и попытались получить средства на выпивку. Получить им ничего не удалось, и они более не появлялись. Так что весь день я провёл, можно сказать, в полном уединении. Развёл костерок, нажарил вкуснейших кирилловских сарделек, купленных Тимой.. да, жаль, что он не попал в это место! Здесь бы ему точно понравилось.



На другой день погода стояла намного лучше - облака почти все исчезли, яркое солнце весело играло в водах Онеги, делая андомские обрывы еще красивее:



Жалко было расставаться с этим чудом природы, но оставалось чуть меньше суток, чтобы вернуться в Москву из этого забытого цивилизацией, удалённого от всех городов места.

Возвращаться можно было единственной дорогой - той, по которой я и попал сюда. Она шла сначала вдоль берега Онежского озера, а потом, не меняя направления - вдоль Тундозера. По пути встречалось немало отличных мест для стоянок прямо на берегу Онежского озера, и некоторые были заняты приезжими автомобилистами. Но меня интересовали не стоящие, а движущиеся автомобилисты. Сначала их было немного, но потом вдруг мне показалось, что я на оживленной автостраде - мимо пронеслись десятка полтора автомобилей, в основном модели Ока - это был автопробег вологодских инвалидов с экологической целью: они собирали мусор на берегах озера. Они проехали ненадолго до Андомы, и на обратном пути я стал их стопить. Но никто из инвалидов поначалу не остановился... Ехали они с остановками, поэтому где-то на полдороге я их догнал вторично; тут одни из участников, пожилая пара лет под 70 из Вологды на Оке, решили-таки меня подобрать и довезли до самой Вытегры.

Во второй раз Вытегра была уже почти родным городом; там я посетил местную кафешку, насытившись вкусным и недорогим обедом (в 2 раза дешевле, чем в столовой на работе), и снова пошел на окраину города - на этот раз к трассе на Питер (до которого, замечу, от Вытегры 430 км). Ну, не люблю я возвращаться тем же путём - хотя через Вологду это было бы, вероятно, проще. В планах было попасть в Подпорожье, находящееся всего в двух сотнях км к западу, и там купить билет на поезд в Москву.

Поначалу все развивалось удачно. На выезде из Вытегры быстро был пойман Иж с довольно молчаливой семейной парой. Дорога от Вытегры в Ленинградскую область оказалась, кстати, похуже, чем от Вологды: изрядную ее долю составляли грейдерные участки, которые иногда вдруг внезапно прерывались крохотными отрезками асфальта (на трассе в Вологду такой участок всего один-единственный, километров 10).

Иж, как выяснилось, двигался аж до района Тихвина-Волховстроя. Но я так себе вбил в голову это Подпорожье, что вышел возле него. Сама автотрасса через город не проходит, я оказался на перекресте, где 2 направления точно были не те (одно - на Вытегру, другое - на Питер), а остальные вели неизвестно куда... вероятно, в город. И точно, за небольшим лесочком начиналось Подпорожье - довольно крупный город, частично состоящий из современных многоэтажек среди красивых сосен, а частично - из деревенских домиков. Но неприятность подстерегала в другом: вокзал находился где-то на окраине в пяти-десяти км от центра, и пешком туда топать не было смысла - по городу регулярное автобусное сообщение. Тем более, у меня неожиданно разболелась нога... Действительно, через некоторое время подошёл уютный подпорожский автобус где, к моему удивлению, в салоне ставили не рекламные объявления, а хорошую музыкальную радиостанцию, не имеющую ничего общего с Шансоном. Мелкая деталь, а сразу ощущение, что сидишь не в автобусе, а в легковушке с включённой магнитолой. Почему этого не встретить ни в одном московском автобусе....

На станции моя самоуверенность получила внушительный удар: ни на один поезд ни в сторону Москвы, ни в сторону Питера билетов на сегодня не было... только на завтра утром. Торчать на станции, где ко всему прочему полным ходом шёл ремонт, у меня охоты не было, автостоп 2-го рода там был маловероятен, поэтому я с грустью посмотрел на реку Свирь



, на которую открывался  отличный вид по дороге от станции (вдали виднеется разводной мост), и решил вернуться на исходную позицию - на трассу. Карта Вологодской области у меня давно кончилась - поэтому я заскочил на заправку, закупил карту Европы 16-летней давности (с Югославией и Чехословакией!) и чудную карту Тихвинского района с указанием всех ягодных мест, а также очаровательными "Правилами поведения на болоте". Прежде таких карт я никогда не встречал!

Позиция на трассе оказалась очень удачной: почти первая же машина остановилась - мужик на "десятке" ехал в Волхов. Это был самый разговорчивый водитель из всех, кто меня вёз: за время пути я узнал абсолютно всю его биографию, включая семейное положение, трудовую книжку, размер зарплаты, взаимоотношения с заказчиками, подрядчиками и родственниками, мнение по всем общественно-политическим проблемам... мне же самому практически не было возможности вставить слово. С удивлением обнаружил, что, плачась по поводу тяжёлой жизни в провинции и попадании всех денег в Москву, он зарабатывает больше, чем я в той самой "зажравшейся" Москве...

В Тихвин я попал уже около 10 часов. Стоял изумительный тёплый, солнечный, безветренный вечер... солнце низко опускалось в воды Волхова, освещая известняковый обрыв и алюминиевый завод на другом берегу, а прямо передо мной - плотину первенца советской электроэнергетики, Волховской ГЭС:



Я расслабился и мысленно был готов к тому, что через несколько часов буду в Чудово, а оттуда попаду ночным поездом в Москву, коих из Питера идут тьмы тьмущие. Вскоре удалось поймать автобус - водитель возвращался с рейса к себе домой, в деревню со звучным названием Вындин Остров. И хотя водитель был доброжелателен и приветлив, лучше бы я в тот автобус не садился: на окраине Вындина Острова меня поджидало суровейшее зависание. Шёл уже одиннадцатый час вечера, несмотря на белую ночь, видимость становилась заметно хуже, и машины пролетали мимо без остановки... Да и позиция стопу не способствовала - обычный скоростной участок дороги.

Наконец, около двух ночи я убедился  в бесполезности попыток, решил, что утро вечера мудренее, поставил палатку в лесу аккурат посередине между автодорогой и железной дорогой и улёгся спать... Спал, впрочем, недолго: уже около 6 утра снова был на ногах, и наблюдал над дорогой красивые следы от садящихся в Пулково самолётов:



С машинами по-прежнему было плохо. Пошёл вперёд в надежде на лучшую долю... наконец, километров через пять наткнулся на автобусную остановку. Ну, думаю, если почти 12 часов ни одна машина не остановилась, то хоть автобус точно меня подберёт. Правда, когда он ходит - ХЗ...

Но тут, видимо, судьба решила надо мной сжалиться и послала мне водителя-колбасовоза: он развозил на Газели питерскую колбасу по ленинградским областным магазинчикам. Сначала заехали в какое-то село, где часть колбасы была оставлена. Следующей остановкой были Кириши (развитый промышленный город с самым крупным в Ленобласти нефтеперерабатывающим заводом), где он меня и высадил на удобнейшей позиции у поста ГИБДД. Оттуда уже я легко поймал машину до М10, до деревни по имени Зуево.

Зуево же, хотя и было  упомянуто как ключевая позиция в описании великой трассы Питер-Москва, оказалось малоудачным местом. Мимо неслась масса автомобилей (причём, около половины автомобилей неслась группами в огромных фурах-автовозах), но все мимо. Да и чего им останавливаться на прямом участке? На заправку - но туда сворачивало ничтожно малое их число...

Поэтому вскоре я снова потопал пешком - до Чудово должно было быть недалеко, около 5 км, как сказали мне на заправке. Ноги были уже изрядно стёрты, так что дались эти километры, да ещё по жаре, мне непросто... Но в следующей деревне на обочине стоял автобус, который и был застоплен до поворота на Чудово. Позже выяснилось, что автобус тот рейсовый и идёт до станции чудовской. Водитель, что интересно, даже не намекнул мне о плате за проезд, и только когда я увидел, как входящие пассажиры выкладывают по 7 р., решил, что в данном случае автостопный принцип неуместен. Чудово, кстати, оказалось здоровым посёлком - пешком я бы от трассы до станции ещё доолго шел...

На станции Чудово, довольно крупной, с мостом над жд путями, царила провинциальная тишина. Приветливая кассирша сообщила мне, что мало какие проходящие поезда останавливаются у них,  и на Москву я могу купить только какой-то супердорогой билет за 3800 р. на экспресс. Мой вопрос "а нельзя ли подешевле?" её не удивил - так я узнал, что скоро идёт электричка до Малой Вишеры, а на какие поезда я успею в Малой Вишере, кассирша заботливо написала мне на бумажке.

Купив бутылочку пива, я расслабился и уселся в вагон электрички... Пассажиров на всю электричку было примерно столько же, сколько вагонов, так что остается вопросом, для кого она ходит... Через 40 минут после отправления я был в Малой Вишере, где оказался удивительный по своей архитектуре полукруглый вокзал



и что ещё более удивительно - действующий фонтан прямо между железнодорожными путями. Ещё Малая Вишера была хороша тем, что в ней останавливалось просто всё - поезда на Москву шли каждые 15 минут. Я взял билет на поезд с маршрутом, по которому вряд ли когда-либо отправлюсь: С.-Петербург-Кисловодск. Поезд сей прибывал на Курский вокзал, так что я впервые проехал по мосту над Комсомольской площадью, посмотрев на офис позади Казанского вокзала, где я когда-то работал... А ещё этот поезд, как выяснилось из расписания, проходил через ту самую станцию Тихорецкая, ту самую, где "вагончик тронется, перрон останется"...

А на работу я попал на целые сутки позже намеченного.

автостоп, Вологодская область, Русский север, путешествия

Previous post Next post
Up