Везде люди.
М. Горький "На дне"
"
На дне" Максима Горького о ночлежке - социальном жилье для асоциальных элементов.
Там живут барыги, воры, шулеры, разнорабочие, актеры, даже спившиеся бароны.
Жизнь их окрашена выпивкой и мечтами о том, что когда-нибудь они все-таки вырвутся из ночлежки и начнут новую жизнь - найдут свою
лестницу в небо, как поют
Led Zeppelin.
Click to view
С самого начала ясно, что едва ли это произойдет. Едва ли они оттолкнуться от дна, чтобы стремительно поплыть вверх. Мечты так и останутся мечтами, а даже если они отыщут ту самую лестницу в небо, то к чему они ее приставят, на что обопрутся?
Мрачная обстановка и ощущение безысходности располагают к циничным рассуждениям и черному юмору, коими изобилует пьеса.
Не шуми, не видишь, человек помирает. - Шум - смерти не помеха.
А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести.
Всякий человек хочет, чтобы сосед его
совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.
Но ни циничные рассуждения, ни черный юмор не скрывают стремление героев наивно верить в лучшее. В то, что где-то там, когда-нибудь всё будет иначе. Всё будет так, как мечтается.
Горничная Настёна верит в то, что из дешевых французских романов любовь перекочует и к ней в комнатку. Спившийся барон - в то, что карета его дедушки прикатит и за ним. Актер Сверчков-Заволжский, чей организм отравлен алкоголем, - в то, что где-то есть изумительная клиника с колоннами, в которой бесплатно лечат от алкоголизма.
Жена слесаря Анна - в то, что... смерть она всё успокаивает, она для нас ласковая.
Ведь вере не нужны доказательства.
Во что веришь, то и есть..., - утверждает странник Лука. Можно ли с ним поспорить?
Циничные и грубые, наивные и трогательные горьковские герои заслуживают милосердия. Того самого милосердия, которое выше справедливости, как говорил Сергей Довлатов.
Человек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...
Помнится, в советском литературоведении был постулат: жалость унижает человека. Поэтому ключевую фигуру в пьесе - странника Луку - записали в отрицательные герои (так было принято, чтобы упростить задачу читателям, чтобы он не тратил свое серое вещество на расшифровку образов). Мол, он жалеет героев. Да, жалеет. Но такая жалость не унижает. Это жалость-милосердие.
С другой стороны, именно Лука говорит: Человек всё может, лишь бы захотел.
А Сатин - шулер и пьяница, презиравший тех, кто слишком заботится о своей сытости, - развивает эту его мысль: Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!
Всё в наших силах и в наших руках. Где бы и как бы мы ни жили, мы всё равно остаемся людьми.
Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее...и хоть живут - хуже, а хотят - все лучше...упрямые!
P.S.
Говорят, великий танцор
Игорь Моисеев экзаменовал кандидатов для своего ансамбля на столе. Он предлагал им продемонстрировать всё их умение на крохотном журнальном столике. Если им было достаточно такого пространства, они попадали в его коллектив.
"
Театр на Подоле" ухитряется в крошечном помещении ставить потрясающие спектакли да еще со сменами декорации, в которых находится место даже для звездного неба. Он воплощает целые миры на малюсенькой сцене. Поистине, ничто не мешает воплотиться таланту.
Постановка "На дне" стала, пожалуй, одной из самых мощных и значительных для театра. В ней не только удалось воплотить горьковский замысел, но и обогатить его. Благодаря Led Zeppelin, чья композиция
Stairway to Heaven стала саундтреком на "На дне".
Поразительно, как сугубо британская группа может обогатить сугубо русскую пьесу.