Предисловие. Оно же - деанонимизация для тех, кто знает.
Первый раз в жизни я оказался в ЛМШ с романтическим названием "Берендеевы поляны". Сама история моего попадания в том качестве, в котором я там оказался, занимательна. Началось все во время подачи документов. От меня требовалось написать заявление, что я готов оплатить материальный ущерб, который может нанести мой ребенок базе, и вообще осознаю, что отправляю любимое чадо за тридевять земель. Подаваемое заявление проглядывала Татьяна Петровна, и взгляд ее почему-то зацепился на фамилии моего сына. Она подняла на меня взгляд и спросила:
- Дмитрий - это вы? Как вы смотрите на то, чтобы поехать в лагерь в качестве педагога? Давайте через пять минут поговорим.
Такая постановка вопроса меня слегка смутила. В самом деле, знание о том, что я веду микро-кружок у дошкольников вроде как являлось вполне секретным, и уж совсем непонятно было мне, почему постороннему могут вот так запросто предложить столь важный пост. Тем не менее, я выждал пять минут, и не зря. Мое легкое смущение было превращено в шок: мне предложили быть физоргом.
Глава первая. Оргсобрание.
Все как обычно - технические вопросы, где собираемся, что берем, что от кого требуется - но я воспринимал это через мутные стекла свежеиспеченного физкультурника. Итого: я веду по утрам зарядку, организую чемпионаты мира (в смысле сподвигаю достаточное количество родителей) и договариваюсь с будьдозером. Правда, это очень просто?
Глава вторая. Заезд.
Кормят отлично - все те запасы еды, которые были на всякий случай взяты в дорогу после строгого предупреждения о том, что еда, мол, не очень, откладываются далеко-далеко. Сам лагерь сначала создает впечатление весьма обшарпанного, но вскоре приходится убедиться, что все ключевые моменты реализованы лучше, чем я ожидал. Так, вместо обещанного санузла на этаже мы (я, трое детей, находящихся у меня на поруках, и приехавшая на первые выходные мама одного из детей) с радостью обнаруживаем собственный санузел в комнате. На окно тщательно натянута антикомариная сетка, розеток в номере целых три против обещанной одной - в общем, все отлично, даже несмотря на некоторую тесноту.
Меня потихоньку берут в оборот: во время представления педагогов просят подняться на сцену, зовут на педсовет. Ложусь в итоге глубокой ночью, перед сном повторяя основные упражнения грядущей зарядки, как перед экзаменом.
Глава третья. Первые дни.
Первая зарядка меня ужаснула. По самым скромным оценкам на ней было 120 детей (а то и 150) - и это против обещанных мне на оргсобрании 70-80. Донести содержание упражнений до такой кодлы непросто - и с первого же утра я фактически срываю голос. После зарядки я весь на нервах - забыл столько упражнений, осталась неразмятой шея (и это при предстоящей думательной деятельности), неразмятыми пальцы (и это при предстоящей писательской деятельности) - в общем, ужос-ужос. Тем не менее, знакомые родители, присутствовавшие на зарядке, говорят, что вполне сносно. Галка, спасибо тебе за поддержку!
Днем получаю у Бориса Николаевича (это такой мировой мужик в лагере, главный по хозяйству - замена лампочек, мелкий ремонт, хранение инвентаря и т.п.) волейбольную и бадминтонные сетки, сумку мячей, преимущественно волейбольных. Сетку он мне и натянуть помогает. Чуть позже во время родительского собрания с помощью Татьяны Петровны удается назначить ответственных по большинству видов спорта. Перед обедом вешаю также объявления про "чемпионаты мира" по доступным видам - футболу, волейболу, бадминтону, пионерболу, шахматам, крестикам-ноликам (5 в ряд). Буквально через пятнадцать минут заключаю с кем-то, уж и не помню с кем (с Женей Небольсиной?), пари, что уже человек десять в повешенные шесть листков записалось - и оказывается, что десять человек записалось на одни только крестики-нолики! Вообще идея этих объявлений была не самой удачной, но, пожалуй, уж лучше начинать так, чем никак.
После чего потихоньку начинается моя деятельность как тренера и судьи. Первый турнир, который я провожу уже в понедельник, это чемпионат по гомоку (крестикам-ноликам 5 в ряд без ограничений на начинающего) для 1-2 классов. Очень болею за сына, начавшего с набора 4 из 4, но он в последнем, решающем туре проигрывает другому лидеру - и вместо первого (по коэффициенту Бергера - у четверых было бы по 5 очков) места довольствуется четвертым. Второе - у другого моего подопечного, Леши. Дошкольник становится вторым в турнире 1-2 классов - отличный результат! Радует игра еще одного мальчика - после пяти стартовых поражений он сумел собраться и выиграть последние две игры, в том числе став единственным, кто отнял очки у победителя турнира. Выпишу-ка я ему приз за волю к победе.
На следующий день провожу чемпионат среди родителей - чтоб не скучали. За двадцать минут вкратце рассказываю отличия рэндзю от гомоку, излагаю в максимально доступной форме регламент Тарагучи - и вот уже закрутился азартный 11-туровый круговик. Судьба золота опять решается в последнем туре.
... и вдруг один из преподавателей 5-6 классов, Ираклий, не участвовавший в перечисленных выше мероприятиях, спрашивает меня, нет ли у меня материала на пару для его детей. Я опять удивлен - да, я готовился вести кружок или секцию для желающих, но как-то не ожидал попадания в сетку занятий. Но грех же отказываться!
И вот - я у ребят Ираклия, держусь за тетрадку, в которой исписаны основными моментами пара листов, в пакетике инвентарь и всевозможные свежераспечатанные в учительской тесты и задачки (отдельное спасибо Степе, приславшего их мне вовремя). В группе несколько знакомых детей - Галка Рязанская, Ваня Гребенщиков. Рассказываю про фолы, пробуем играть с часами, начинаем решать задачки - пара пролетает совершенно незаметно. Ребятам нравится - даже Галка перестает рисовать картинки в тетради и активно участвует в решении задач. Еще бы - приятные черные и белые камушки, симпатичные зеленые доски, все такое милое.
Глава четвертая. Время летит незаметно...
Да, незаметно. Дел в лагере огромное количество - надо и к парам готовиться, и турниры проводить, и на педсоветах присутствовать по мере надобности, и за тремя подопечными следить. Плюс зарядки, плюс настольный теннис, плюс вечерние посиделки в десятом домике (правда, с первого дня горло сорвано, сверху не хватает минимум квинты в диапазоне - зарядки, турниры, пары, недосып делают невозможным восстановление, так что привезенную гитару даже не расчехлил ни разу)...
Турнир среди 3-4 классов оказывается более массовым, чем среди 1-2 классов, и мне удается его провести в виде двух параллельно идущих круговиков по 8 человек с последующим финалом для 6 лучших. Первое место - Миша Фридман со 100% результатом, что характерно - ученик 3-го, а не 4-го класса.
Турнир среди 5-6 классов меня убивает наповал: число записавшихся более 40. По счастью, играть приходят не все, в итоге хватает четырех групп по 8 человек, финал (уже по правилам свободного рэндзю, т.е. без фолов, но с ограничением на 3-й ход) из 12 участников. Двое не явились, играли вдесятером. Интересно, что лидеры отборочных групп выступили в финале довольно слабо. Мне кажется, причина в том, что отбор они выиграли за счет большей внимательности и аккуратности, а в финале играли уже только опытные, внимательные игроки, зевавшие мало, и старавшиеся находить выигрышные комбинации, а не просто в лоб атаковать. Первое место - пятиклассник Егор, еще на занятиях довольно неплохо научившийся решать задачки.
Турнир среди 7-8 классов оказывается совершенно непредставительным. Приходит четыре человека, успеваем сыграть и гомоку, и рэндзю, оба турнира в два круга. С подавляющим перевесом их выигрывает Гриша Рязанский - надеюсь, он со временем решит и тест на пятый кю, все для этого в нем есть.
Наконец, в предпоследний день пребывания, кроме финала 5-6 классов по крестикам-ноликам, провожу и чемпионат 5-6 классов (которым прочел на 5 групп в общей сложности 8 или 9 пар) по рэндзю. 24 человека, полный аншлаг. Швейцарка, 5 туров для аутсайдеров, 7 - для тех, кто 5 прошел с 50% результатом и лучше, таких набирается 12. Все, увлекшись турниром, отказываются идти на вечерний кефир: нет, давайте доиграем! В итоге на пьедестале опять нет старшего из возможных классов: первое и второе места у пятиклассников, третье - вообще у способного четвероклассника Кости. Эх, мне б их троих (а лучше - всю первую дюжину) в Москве, за год-два получили бы первый дан!
... и все это - в потрясающей атмосфере и среди моря интересных занятий. То с Татьяной Петровной дети ходят в лес за кладами или послушать птиц в компании профессионального орнитолога, то проходит "Бегущий лагерь" с решением задач или в форме Дельфийских игр, то участвуют в викторинах... Среди занятий - футбол с блестящим судьей Ильей Грунтовым, пионербол с Галкой, занимательная химия, физика (хотя лично мне опыты по физике показались не самыми удачными для начальной школы, и по зрелищности, и по форме подачи, но ребята-то ходили), китайский язык, да мало ли чего еще.
Прекрасный лагерь. Не буду писать последнюю главу, будет у меня роман с продолжением!