немного об искусстве

Nov 10, 2019 15:58

вопреки распространённому и настойчиво тиражируемому предрассудку, наиболее адекватный спектатор произведений искусства - человек неискушённый, даже примитивный, эмпатически идентифицирующий себя с героями истории, которую ему/ей рассказывают или показывают, чистосердечно готовый растерзать, по крайности, расстрелять злодея на экране/на сцене или посмеяться над мизансценой, которую рассматривает как абсурдную, а по завершении спектакля испытывающий характерный аффект, в просторечии именуемый "катарсис", впору даже поздравить в старинной российской манере "с облегчением-с", в этой идентификации спектатора с героями спектакля, скорее всего, и состоит первичная социальная функция искусства, остальное уже детали заказа или его исполнения, встречаясь с артефактами "совриска", такой простодушный спектатор практически мгновенно и совершенно правильно заключает, что артисты его дурачат, похихикивая про себя

в терминах Лакана, стремление заниматься искусством, пожалуй, симптом, а характер и содержание конструируемых артефактов - фантазм, собственно, произведение искусства это более или менее техничная артикуляция личных фантазмов артиста, технике можно научиться, это цена входного билета, а вот по фантазмам либо совпадать с какой-то публикой, либо эмпатически их считывать, либо, наконец, имитировать чьи-то чужие фантазмы, перспективу успеха в искусстве определяют размеры и статус этой публики

теперешняя инструментальная музыка, кстати, тем более, консервированная, предназначенная чисто для прослушивания - достаточно поздний феномен, в некоторых областях она появилась только в 20-е годы минувшего века, вместе с индустрией грамзаписи, до этого музыкант был и зачастую остаётся сегодня одним из персонажей спектакля, разыгрываемого в храме (литургия), на театральной сцене (опера, концерт) или в домашних ("камерных") условиях

kibitzering, кунсткамера

Previous post Next post
Up