Sep 17, 2014 13:24
усевшись на минутку у телевизора (жена решила вымыть пол на кухне, где у меня ноутбук и рабочее место, пришлось), попал на фильм Клинта Иствуда "За пригоршню долларов", всё-таки какой фильм, вся эта "долларовая" серия! - классический вестерн с Джоном Уэйном или Грегори Пеком ещё сохраняет какое-то, пусть даже весьма косвенное, отношение к исторической реальности, хотя бы как её идеализация или, наоборот, грубое искажение, примерно как наши "Свинарка и пастух" или "Кубанские казаки" к реальной советской деревне, а тут чистая, не обезображенная ассоциациями, воспоминаниями или бытовыми подробностями, мифология "среднего класса", примерно как фильмы Параджанова, только что совсем другая поэтика - это классическая пограничная баллада о шерифе, жестоком лендлорде и благородном разбойнике, а не песни ашугов, что особенно интересно - это пресловутые 60-е, время, когда исчерпание "американской мечты" стало очевидным, начало трансформации местных политических институтов, первоначально рассчитанных на вольного и самодостаточного индивида, в обычное социальное государство, инициация перемен, которые теперь завершаются на наших глазах, разумеется, такое мог снять только европеец, хорошо, на непосредственном личном опыте, знакомый с туземными нравами, однако использующий оптику другой, куда более древней и сложной, культуры;
прежде я уже как-то писал, что лучший из фильмов серии, "High Plains Drifter", по своей фабуле - парафраз романа "Граф Монте-Кристо", т.е. рассказ о Судном Дне в одном отдельно взятом небольшом городе, если что, Париж времён Дюма или Бальзака - и вправду небольшой город, образцовое community: все друг друга знают, и у каждого своё амплуа;
наш местный аналог "долларовой" серии, несмненно, "Братья", такие же точно баллады о человеке в пограничном контексте, потому-то мы эти фильмы и любим
глядя на экран