Некоторые из церквей Вероны

Mar 28, 2024 03:12

Во время поездки по Италии, 12.03.2024 мы побывали в Вероне. За три часа, конечно, все посмотреть было невозможно, но два десятка храмов мы фотографировали. Подробно о них рассказать в рамках одной статьи невозможно, потому упомяну отдельные факты из истории, начиная с античных времен и Теодориха, вождя остготов, переходя к колоколам, помогающим совершать грабежи, и завершая Моцартом, Наполеоном и прочими историческими персонажами.





1. Начинать надо с Дуомо - собора, построенного в XII в. на месте старой церкви VIII в., разрушенной во время землетрясения. Это главный католический собор города, в котором располагается кафедра епископа Вероны.



В XV в. в результате перестройки храм получил новый облик в стиле поздней готики. От прежнего романского вида в соборе сохранился лишь главный вход, украшенный портиком с витыми колоннами и мифическими грифонами работы Николо, создавшего портал базилики Сан-Дзено.



Соборную колокольню венчает навершие, установленное в 1913 г. Самое ценное произведение искусства, хранящееся внутри собора, - алтарный образ "Вознесение Девы Марии" работы Тициана, расположенный в первой слева от алтаря капелле Картолари-Никесола, оформленной Якопо Сансовино в духе Ренессанса.



2. La chiesa di San Pietro da Verona in Santa Anastasia - Церковь св. Петра Веронского и св. Анастасии самая крупная из городских церквей, более известна под сокращенным названием "Санта Анастасия". Воздвигнута в честь великомученицы Анастасии Сирмийской. Ранее на этом месте существовала более древняя церковь, посвященная той же святой. Базилика была построена по проекту двух доминиканских монахов Фра Бенвенуто да Болонья и Фра Никола да Имола. Строительство началось в 1290 г. и продолжалось до 1481 г. Изначально церковь посвятили св. Петру Веронскому, первому доминиканскому мученику и со-покровителю города. Церковь принадлежала доминиканцам до 1808 г.



Портал церкви (1330) имеет два дверных проема с арками, поддерживаемыми декоративными колоннами из красного, черного и белого мрамора и украшен барельефами работы Риджино ди Энрико. Арки образуют три люнета: в большем из них находится изображение св. Троицы с двумя ангелами и фигурами Девы Марии и св. Иосифа по сторонам. В двух меньших люнетах прямо над порталом изображены епископ, ведущий веронцев, и св. Петр Веронский, ведущий монахов, с черно-белым знаменем доминиканцев.



3. На той же площади, буквально бок о бок с базиликой св. Анастасии, находится еще одна церковь - св. Петра. Построена на месте одноименной часовни, которая появилась, пока строилась большая церковь св. Анастасии. Кстати, св. Петру планировалось посвятить собор, строящийся на месте старой церкви Санта-Анастасия, но в народе это не прижилось, и базилика сохранила имя старой церкви. Между церквями св. Петра и св. Анастасии находится саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко - любопытное сооружение, буквально висящее в воздухе. Здесь интересен не сам Гульельмо, а такой вот способ захоронения. Эта гробница считается прообразом знаменитых арок Скалигеров.



4. В Вероне есть еще несколько церквей св. Петра, в частности церковь св. Петра Мученика (Chiesa di San Pietro Martire). Монахи-доминиканцы обосновались в Вероне уже в 1220 г., но только после 1260 г. обрели возможность разместить в черте города свой монастырь, получив в дар старую церковь св. Анастасии. В 1290 г. они начинают строительство новой большой церкви, но в предвидении долгих работ возводят небольшую готическую церковку, освященную во имя св. Георгия Победоносца (San Giorgio), в народе прозванную San Giorgetto - т.е. маленький. В 1424 г. церковь переосвящается во имя католического святого - Петра Веронского, монаха-доминиканца, одного из небесных покровителей города наряду со святым Зеноном. Но веронцы по-прежнему уже 650 лет зовут ее San Giorgetto, хотя церковь всего 3 года была георгиевской.
Во время наполеоновских войн в церкви размещались французские солдаты, которые оставили после себя почерневшие от их костров фрески. В 1807 г. церковь была экспроприирована, в ней разместился лицей. Стены были оштукатурены, а чтобы новый слой штукатурки держался, ценнейшие старинные фрески были покрыты насечкой.



5. Церковь Сан-Пьетро-Инкарнарио (Chiesa di San Pietro Incarnario) была построена до 955 года благодаря графу Вероны Милоне на месте, которое с римских времен использовалось для забоя мяса или как кладбище, учитывая двойственное значение этого термина (carnarium) в римские и раннесредневековые времена. От этого здания сохранился только подземный склеп, где, среди прочего, есть древняя фреска Распятия на столбе, имеющая архаичный вид и датируемая XI в. Во 2-й пол. XVIII в. здание приняло неоклассическую форму, благодаря архитектору Адриано Кристофали. Во время II мировой войны храм сильно пострадал. Во время реконструкции было решено отодвинуть фасад на 7 м по соображениям дорожного движения, тем самым устранив пролеты и две часовни.



6. Церковь Санто Стефано является одной из старейших раннехристианских церквей Вероны, основана в V в. Возникла эта базилика как кладбищенская церковь, потому что в V в. находилась за пределами крепостных стен города, и по законам Римской Империи, захоронения в черте города не разрешались. Здание церкви расширили в Х в., перестроили в XII в. после землетрясения 1117 г. На стенах видны окна античной базилики V в., заложенные со временем кирпичами и камнями. Это единственная церковь в провинции Венето с колокольней в виде тибурия ломбардийского стиля. До XII в. на месте этой уникальной романской колокольни была постройка в виде куба, встроенного для освещения здания церкви на пересечении нефа и трансепта. Тибурий - это многоугольный восьмигранный цилиндр из кирпича, внутри которого заключен купол церкви. Типичная архитектура Ломбардии, а точнее Милана романского стиля XII века.



В мечтах прихожан и священника здесь будет Музей церкви. В 1817 г. на колокольне установили колокола для веронского концерта колокольного звона. Их сменили 6 колоколов в 1896 г. Главный колокол в тональности Фа диез весит 500 кг, и имеет диаметр 98 см. У колоколов тонкие стенки, чтобы колокольный звон не был слишком громким для жителей в соседних с церквью домах. Звонари Санто Стефано долго соревновались со звонарями церкви Сан Джорджио ин Брайда в искусстве колокольного звона. Их школа в Санто Стефано называлась Аудаче, и действовала с 1914 до 1942 год. Часто концерты соперников заканчивались потасовками, градом камней.



7. Сан-Джорджо-ин-Браида (San Giorgio in Braida) - бенедиктинский монастырь, основан в XI в., в 1440-е гг. перешел к венецианскому братству св. Георгия в Альге. Во 2-й пол. XV в. был полностью перестроен и монастырский комплекс стал состоять из главного храма и пристроенных к нему небольших жилых помещений.



В XVI в. по проекту Микеле Санмикели, архитектора и инженера фортификации эпохи заката Высокого Возрождения и наступления периода маньеризма, была демонтирована романская башня и на ее месте возвели купол с высоким барабаном. По его проекту также было начато строительство колокольни, которая осталась незавершенной. В конце XVI в. был возведён мраморный фасад со статуями св. Георгия и Лаврентия.



К храму пристроен дом каноников по проекту Луиджи Трецца. На его фасаде видны следы от пуль, появившихся в ходе боя между французами и австрийцами на берегах реки Адидже 18 октября 1805 г. В церкви находятся значительные произведения искусства, среди которых "Крещение Христа" Тинторетто.



8. Церковь Сан-Дзено Маджоре была построена в V в. по указанию короля остготов Теодориха Великого над могилой св. Зенона, покровителя Вероны и одного из первых епископов города. Изначально церковь была маленьким святилищем, однако, претерпев многочисленные перестройки на протяжении веков, превратилась в величественную романскую базилику. Базилика восстановлена после землетрясения в 1117 г. на фундаментах строения IV или V в. К началу XIX в. церковь была заброшена, обветшала и была восстановлена только к 1993 г. Считается одной из красивейших церквей Вероны.



Колокольня возведена в XI в. В центре церковного фасада помещено круглое окно-роза, называемое "Колесом фортуны", созданное Бриолото. Свое название окно получило от шести изображенных по его окружности жестикулирующих фигур людей, возносящихся вверх или низвергаемых вниз судьбой. Двери базилики облицованы 48 бронзовыми панно, самые старые из которых относятся к XII в. (работа немецких мастеров), другие датированы концом XIII в. и выполнены итальянскими мастерами по мотивам сцен из Ветхого и Нового Заветов.



9. Слева от знаменитой базилики св. Зенона, возвышается башня древнего аббатства монахов-бенедиктинцев. О ней упоминает Данте Алигьери в Чистилище своей Божественной Комедии. С 1200 г. в этой башне находился праздничный зал для приемов высоких гостей и жил аббат. Император Сященной Римской Империи Федерико II с балкона этой башни наблюдал за торжествами в честь свадьбы дочери Сельваджи с веронским правителем Эддзелино да Романо в начале XIII в. Внутри сохранилась редкая фреска 1236-38 гг , одна из немногих тех времен не религиозного сюжета. Художник, предшествующий Джотто, представил нам Федерико II, получающего дары от представителей разных народов, сцены охоты и разнообразные растительные орнаменты на фоне крепостных стен Вероны.



10. Почти на набережной реки Адидже (Stradone San Tomaso,1) расположился готический собор Сан Томазо (Chiesa San Tomaso Cantuariense). То что видим сейчас - это церковь XV в. с колокольней 60 м. В церкви есть орган на котором играл Моцарт во время своего путешествия по Италии, но доступ к нему сейчас закрыт.



В XI в. здесь располагалась небольшая церковь, которая в XIV в. была освящена в честь канонизированного английского епископа Томаса Бекета, называемого Фомой Кентерберийским. Он был из влиятельной лондонской семьи XII в. - жизнь его закончилась после знаменитых слов короля Англии Генриха II: "Неужели никто не избавит меня от этого мятежного попа".



Внутри церковь довольно скромная, в центральном алтаре находится картина XVI в., изображающая Богоматерь и св. Фому. Церковная колокольня такой формы с башенками по углам характерна для Вероны и встречается у нескольких церквей.



11. Церковь Сан-Фермо-Маджоре располагается недалеко от того места, где, согласно преданию, по приказу императора Максимиана были обезглавлены святые Фирм и Рустик. Мощи святых были перенесены в Африку, затем в Каподистрию и Триест. В VIII веке веронский епископ св. Анноне вернул мощи в Верону и основал церковь на месте существовавшего (вероятно, с V в.) храма. Между 1065 и 1143 годами бенедиктинцы полностью перестроили храм и возвели на его месте комплекс из двух церквей в романском стиле: нижней, где хранились реликвии, и верхней для массовых служб. Колокольня строилась в два этапа в XII и в XIII вв.



Сначала здесь было два колокола в XII в., в 1366 г. их было три. Правитель Вероны Кансиньорио делла Скала сам звонил в эти колокола в 1366 г., чтобы собрать армию на битву. Позднее был запрет на колокольный звон, потому что воры этого района какое-то время использовали удары колокола для координации своих действий. Грабежи начинались одновременно разными бандами по сигналу колокола. Настоящие шесть колоколов 1755 г., самый большой весит 725 кг, его диаметр 107 см, тональность Фа. Наверху в правом нефе церкви есть легендарный колокол с 8 отверстиями, изгоняющий дьявола. Легенда гласит, что его использовал еще монах Теофил тысячу лет назад, чтобы противостоять силам зла и демонам.



В 1261 г. храм перешел к францисканцам, которые около 1350 г. перестроили верхний храм. Поэтому нижняя часть храма сохраняет черты романского стиля, а верхняя - готического. В последующие века к храму были пристроены капеллы при сохранении основного объема. В 1759 г. реликвии были помещены в алтарь верхней церкви, чтобы защитить их от частых наводнений Адидже. В 1807 г. во время наполеоновской оккупации францисканцы были вынуждены покинуть церковь.



12. Санта-Мария-ин-Органо (La chiesa di Santa Maria in Organo, La chiesa di Santa Maria Assunta) - католическая церковь Вознесения Девы Марии, построенная монахами бенедиктинского ордена. От первого здания VII в. в крипте церкви сохранились лишь фрагменты. Название "Органо" происходит от расположенной рядом башни Organum, в которой находятся часы с водяным механизмом (в греческих текстах III в. до н.э. - VII в. н.э. встречается название "органон" для обозначения механизмов, работающих на воде). По одной из версий, башня являлась частью античного мавзолея, расположенного вдоль древней дороги Постумия на выходе из города. По другой - была перестроена из башни римской эпохи, которая была построена для механизма, поднимающего воду из ответвления реки Адидже.



Старая башня-колокольня разрушена землетрясением 1117 г. и была восстановлена в романском стиле, в 1482 г. ее перестроили по проекту веронского монаха Фра Джованни, архитектора, скульптора, искусного резчика по дереву и художника. Его инкрустированные деревянные работы до сих пор украшают церковь. Архитектор Франческо да Кастелло закончил стройку к 1533 г. Между 1546 и 1592 гг. строили фасад церкви по проекту Микеле Санмикели, но он остался незавершенным, возвели лишь три большие арки и колонны с коринфскими капителями из белого мрамора.



В наши дни подъем на колокольню по деревянной лесенке из 110 ступеней стал возможен только после работы добровольцев школы звонарей. Они расчистили лестницы и площадки от скопившегося мусора и птичьего помета, была вывезена 1 тонна 400 кг мусора. Установили сетки, чтобы птицы не залетали в открытые пространства.



13. Церковь св. Луки (Chiesa di San Luca) располагается в историческом центре Вероны, неподалеку от площади Бра, примерно в 200 м к юго-западу от Арены. Постройка церкви восходит к 1172 г., когда орден итальянских крестоносцев заказал ее строительство. Этот Орден был упразднен 20 апреля 1656 г. Золотым веком церкви стал XVII в., когда она перешла к Братству Тайного Причастия. Церковное строение встроено между зданиями с трех сторон, поэтому у него отсутствует главный фасад, и свободным остается только боковой фасад, выходящий на Корсо Порта Нуова. Строительство колокольни завершено в 1760 г. В 1874 г. правая часть храма была частично снесена. Был отремонтирован и обновлен вход, чтобы обеспечить расширение проезжей части. В 1919 г. была построена часовня-склеп в честь павших в I мировой войне.



14. Церковь св. Сиро и Либеры (Chiesa dei Santi Siro e Libera) возвышается с восточной стороны трибун Римского Театра, была построена в X в. в эпоху царя Беренгария и претерпела значительные изменения в течении веков, особенно в XVII в. Посетителям Римского Театра и Археологического Музея бросаются в глаза лестница в стиле барокко с двумя лестничными маршами и портал над входом с фресками и cтатуей cв. Либеры XIV в. Церковь св. Сиро и Либеры закрыта для посетителей, в ней не проводятся религиозные обряды, большинство экспонатов отправлено в городской музей, и здание ждет реставрации уже несколько десятилетий.



Монахи монастыря св. Иеронима (Сан-Джироламо) славились изготовляемыми из местных трав лекарствами, пока Наполеон не секуляризовал их владения. Сейчас здесь находится археологический музей. Церковь св. Сира появилась здесь раньше монастыря, в Х в. В XIV в. она была значительно перестроена и посвящена св. Либере.



15. Недалеко от св. Сиро, напротив исторического центра города, на Via Redentore, есть еще одна церковь, которую гуглокарты упорно именуют так же. На самом дело это бывшая церковь Реденторе (Искупителя), которую перестроили в ресторан-пиццерию с сохранением прежнего названия.



Как пишут в отзывах, теперь ничего интересного внутри нет. Просто деревянный пол, белые стены, низкий подвесной потолок. Туалеты были позади бывшего алтаря, теперь выкрашенного в белый цвет. Это не единственная церковь в Вероне, переделанная в ресторан. Есть еще Ristorante Pizzeria San Matteo Church.



16. Церковь Санти Апостоли (Chiesa dei Santi Apostoli), XII-XVIII в. Площадь св. Апостолов, недалеко от Порта Борсари - это исторический центр Вероны. Церковь, находящаеся на площади, являются одной из самых старых христианских построек Вероны. Церковь св. Апостолов была заложена в V в. Древнее здание несколько раз горело, после чего было практически заново построено в XII в. в готическом стиле. В XVI в.церковь была уменьшена до одного нефа, но получила более высокий потолок. Дальнейшие перестройки настолько сильно изменили здание, что потребовалось его повторное освящение в 1700. От оригинальной церкви осталась только колокольня и два погребальных ковчега по обеим ее сторонам.



17. Санта-Тереза-дельи-Скальци, известная как церковь Скальци (Chiesa degli Scalzi) - римско-католическая церковь в стиле барокко, стиле, который редко встречается в Вероне. Строительство началось в 1666 г. и завершилось лишь в 1750 г., фасад был закончен гораздо позже. Проект создал иезуит Джузеппе Поццо (1645 - 1721) - архитектор и скульптор, брат более известного архитектора Андреа.



Скальци, что значит "босые ноги", это религиозный Орден Кармелитов, основанный в Испании в 1568 г. Святой Терезой из Авилы и Св. Джованни делла Кроче. Церковь первоначально посвящена Благовещению Богородицы и св. Гавриилу Архангелу (Vergine Annunziata ea San Gabriele Arcangelo), но орден перепосвятил его своей покровительнице Терезе Авильской. Монастырь был закрыт 8 июля 1806 г. по указу Наполеона и с 1883 г. стал использоваться в качестве тюрьмы. Монастырские постройки были разрушены бомбардировками в 1945 г.



18. Святилище Богоматери Лурдской возвышается на холме Сан Леонардо, получившего название от древнего монастыря и церкви XI в., посвященной покровителю крестоносцев, заключенных и каторжников. В конце XVIII в. место было продано, в 1838 г. эрцгерцог Максимилиан Австрийский построил на вершине холма форт Сан Леонардо как часть оборонительных сооружений. Работами руководил директор Императорского королевского управления укреплений Вероны, немецкий генерал-майор Франц фон Шолль. Позже, в 1943-45 гг. фашистский режим использовал сооружение в качестве политической тюрьмы.



Несколько лет спустя братья-стигматины решили построить святилище на месте австрийского форта, чтобы место, связанное с войной, могло изменить свое предназначение, став мирным и благословенным. Территория перешла конгрегации в 1952 г., а в 1958 г. форт был кардинально преобразован в новое святилище по проекту архитектора Паоло Росси де Паоли. От бывшего фортификационного сооружения сохранилась лишь часть стен по периметру. После снесения центрального капонира был добавлен возвышающийся над святилищем огромный купол в форме усеченного конуса. Храм полностью изменил первоначальный образ застройки холма. Для туристических посещений святилище было открыто в июне 1964 г. Это место считается одним из самых красивых и живописных в городе.



19. Вотивный храм (Tempio votivo), или правильнее церковь Непорочного Сердца Марии, - католическое место поклонения, расположенное в районе Борго Милано, в нескольких шагах от вокзала Порта Нуова. Церковь была обещана епископом Вероны Джироламо Кардинале в 1943 г., в надежде, что она сможет спасти город и епархию во время II мировой войны, отсюда и название "обетный храм". Здание церкви было построено между 1950 и 1952 г. по проекту Паоло Росси де Паоли.



20. Первая слева на фото - колокольня церкви Padre Filippini (Via Filippini 16). Церковь Падре Филиппини, также известная как церковь Филиппини, католическая церковь в неоклассическом стиле, которая, как и более старая и соседняя церковь Сан-Фермо Маджоре, посвящена святым Фермо и Рустико. Ораторианцы в 1746 г. построили ее по планам Андреа Камераты. Молельня была спроектирована Адриано Кристофали. Строительство завершено в 1791 г. Церковь была сильно повреждена во время II мировой войны и впоследствии восстановлена. На колокольне находится кольцо из 6 колоколов, отлитых в 1931 г.



21. Это оказалась не церковь, а ресторан Eataly Verona (Via Santa Teresa 12). Спасибо дополнениям от Paalu!



22. Район моста Кастельвеккьо. Церковь св. Зенона ин Ораторио (San Zeno in Oratorio) - одна из двух веронских церквей, посвященная святому покровителю города Зенону Веронскому - четвертому епископу Вероны в 356-380 гг. Согласно легенде, именно на этом месте Зенон молился и ловил рыбу на берегу реки. В римскую эпоху здесь находился некрополь. В 1962 г., когда прокладывали канализационные трубы, обнаружили фундамент круглой постройки диаметром 360 см, на котором и была возведена апсида храма. Это типичная для римской Вероны круглая античная гробница. Свидетельств о том, что уже при жизни Зенона в IV в. на этом месте был храм, нет. Считали, что именно у ворот этой церкви произошло чудо св. Зенона во время наводнения Адидже в 589 г. Чудесное спасение верующих в день памяти святого, молящихся в церкви Зенона, перед вратами которой остановилась стена воды высотой 5 м и не затопила храм. Об этом событии первый раз нам повествует Папа Римский Григорий Двоеслов в VI веке. Рассказ повторяется лонгобардским историком Паоло Диаконом в VIII в. В ХII в. сразу после землетрясения 1117 года здесь построили (или восстановили ранее существующую) романскую церковь, которую начали почти сразу же перестраивать (открыли окна на фасаде и готический портал со стороны улицы).
В 1290 г. по повелению Альберто делла Скала вдоль реки со стороны церкви строят насыпь для защиты от наводнений, несколькими годами позже Кангранде I включает церковь в черту города при возведении городских стен. В средние века вблизи строят два монастыря - женский Св. Иоанна алла Беверара (не существует) и мужской Сан Бернардино.
Церковь была закрыта в эпоху Наполеона в 1808 году и лишилась всех своих ценностей и произведений искусства. Возродилась стараниями Фра Джакомо Соломоне в 1827, который внес изменения во входной портал во дворик храма и алтарь на левой стене. В церковь собрали произведения живописи, скульптуры и архитектуры из закрытых или разрушенных соборов. Во время второй мировой войны церковь сильно пострадала, в 1957 г. обрушился правый неф и были утеряны ценные фрески.



Церкви Вероны https://it.wikipedia.org/wiki/Chiese_di_Verona
https://en.wikipedia.org/wiki/Churches_of_Verona
https://tripv.ru/page/italija_verona.html
https://veronavisita.it/

Экспедиции, Культовые сооружения, История, Италия

Previous post
Up