Четвертый день получился коротким из-за внезапно налетевшего снегопада. А поскольку музеи в Каунасе по понедельникам закрыты, оставались альтернативой церкви и магазины. Так я оказалась внутри храма св. Михаила Архангела.
2. Вот этот храм накануне. Ничто не предвещало "белых мух" вокруг него. Прогнозы погоды - дело такое, сами знаете...
Собор построен в 1895 г. по указу российского императора Александра III по проекту инженер-подполковника К.Х. Лимаренко в неовизантийском стиле для гарнизона Кοвенской крепости со всеми характерными чертами русского православного храма. Во время Первой Мировой войны его приспособили под богослужения немцев-лютеран. С 1919 г. костел был выкуплен у православной общины и использовался для нужд литовской армии как католический костел. После II мировой войны тут была сначала школа, затем тюремная больница, а еще позднее - Музей витража и скульптуры. Интересно, что кресты с куполов были сняты лишь в 1978 г. В 1991 г. здание было возвращено католической церкви.
3. Внутри я обратила внимание на этот стенд о катакомбах 21 века. К сожалению, стенд висел высоко и я не все сумела там прочитать. Вчера
melada мне написала следующий комментарий: "А имитация слепоты - это в катакомбах под собором Михаила какой-то местный ученый придумал такие условия, чтобы люди могли почувствовать себя в "шкуре" слепых. Там сделан проход в полной темноте, идти по веревке, и вокруг воссозданы условия с которыми сталкиваются слепые каждый день. Ощущения очень сильные. Странно, что Вам не рассказали. Хотя я не знаю, стоит ли советовать, это очень сильное эмоциональное переживание. Во всех путеводителях это заявлено как "музей ДЛЯ слепых", но это какая-то неточность перевода. Слепые и так в таких условиях каждый день".
4. Но спрашивать мне было не у кого, хотя я хотела поинтересоваться этими катакомбами. Будочка под стендом, где кто-то должен был сидеть, была пуста и населена лишь этими ангелами:
5. И там же рядом была совершенно очаровательная старинная чугунная винтовая лестница:
6. Зашла в храм. Его внутреннее пространство настолько огромно, что сфотографировать цельный интерьер никак не получалось. На этом фото лишь одна из внутренних опор, а их там несколько. Гарнизонная церковь, в качестве которой изначально проектировался храм, и должна вмещать большое количество народа:
7. В храме была выставка графических работ литовской художницы Elvita Šeputaitė. Ее работы можно посмотреть тут:
http://elvita.lt/karpiniai.phtmlНадо сказать, что впервые традиция выставок тут была заложена в 1962 году (по др. сведениям в 1965), когда в здании располагалась художественная галерея витража и скульптуры:
8. Мне понравилось, к черно-белой графике я вообще неравнодушна:
9. А здесь еще философские образы, дуализм типа инь-ян...
10. В декоративном оформлении интерьера присутствуют рокайльные мотивы. Связан ли образ ракушки в нише с паломничеством в Компостелу?
11. Красивые деревянные детали на фоне снежно-белых интерьеров. Интерьеры были перестроены в 1934 году.
12. Барабан центрального свода и свисающие оттуда полотнища с цветами литовского флага:
13. Полотнища могли быть немного короче, чтобы не заслонять композицию в апсиде над алтарем с изображением Доброго Пастыря (художник В. Диджёкас, 1934 г.):
14. Храм настолько огромен, что в нем была возможность сделать кальварию. Католики Польши, Белоруссии и Литвы под кальварией подразумевают святыни (реликварии) расположенные на видном месте - обычно на холме, к которому вели своеобразные "крестные пути", отмеченные крестами, часовнями, образами и т.п. Вот в храме св. Михаила Архангела хватает места для процессии верующих, чтобы пройти символический последний путь Христа перед распятием, останавливаясь перед образами, созданными местным художником. Но непрофессиональным, судя по исполнению работ. Здесь покажу одну из них:
15. С другой стороны также была чугунная лестница и судя по всему, расчищены стены до старинных росписей:
16. Если не получается фотографировать целое, надо снимать детали... :-)
17. Белое в интерьерах более торжественное, но цветные росписи более уютные:
18. Вернулась к первой винтовой лестнице и совершила восхождение по ней. Увы, наверху путь к органу преградила решетка:
19. Когда я вышла из храма, внешний мир за полчаса моего отсутствия преобразился до неузнаваемости. Помните мои фото аллеи Лайсвес накануне?
20. Здесь на веточках были привязаны бантики и издали это напоминало весенние веточки вербы. Какая уж тут весна! Зима в самом разгаре...
Немного походила по магазинам, но когда одежда под снегопадом начала промокать, пришлось вернуться в отель. Зеленая моя куртка стала белой от толстого слоя снега, пришлось хорошенько отряхиваться и потом сушить перчатки на батарее.