В связи с разными событиями в реальной жизни не успеваю рассказывать даже о самом интересном, что в ней происходит. Например, 13 ноября показывала Ригу sg59 и ее друзьям. Об этой импровизированной экскурсии и хочу поведать под катом. А поскольку именно в этот день фотоаппарат нехарактерно для него заглючил, то моих фото там мало, но зато я заполнила пробелы старинными открытками, показывающими, как эти же места выглядели сто и более лет назад. Пока этот пост постепенно писался маленькими кусочками, sg59 поделилась своими фото, так что можно будет сравнивать места в разные эпохи. Полностью весь поход в рамках одного поста показать сложно, но отдельные моменты попытаюсь, не претендуя на исчерпываемость темы и систематизацию сведений и чтобы не перегружать пост, дам в качестве дополнения ссылки на свои статьи в ЖЖ и на моем сайте. Жаль, что не могла показать Ригу такой, как на этой старой открытке. И вообще летающие трамваи видели только в Генуе*.
2. Поскольку у наших гостей - трех Светлан и Чеслава отель находился на ул. Кр. Барона, я предложила встретиться на углу этой улицы и бульвара Аспазии, с обратной стороны Оперного театра. Вот как это место выглядело во времена Российской империи. Встречались примерно там, где виден киоск и афишная тумба, которые в наши времена не сохранились:
3. А затем мы начали прогулку вот с этого места. Справа видна колоннада Оперы, вдали - здание Политехникума с астрономической башенкой. Ныне здесь Латвийский университет. За деревьями тут не виден городской канал и еще нет памятника балетному танцору Марису Лиепе. Об этом памятнике я писала тут. https://renatar.livejournal.com/554882.html
4. А напротив Оперы в наши дни стоит памятник городскому голове Джорджу Армистеду и его супруге Сесилии Пихлау. В свое время (18.10.2006) памятник открывала сама английская королева, будучи с визитом в Риге. Об Армистеде и его заслугах перед городом я писала тут. http://renatar.livejournal.com/77626.html Рядом с ним почти вся наша группа, за исключением фотографа и еще одного человека, присоединившегося позже.
5. Перед вами - место, откуда пошла Рига. Ныне называется площадью Альберта в честь Альберта Буксгевдена, епископа-основателя Риги.
6. Вот одна из реконструкций того, как выглядела Рига в год своего основания. Там, где написано Эллерброк (Ольшаник по-старонемецки), приблизительно и находится нынешняя площадь Альберта. Реки Риге (Ридзене), опоясывающей Старый город, больше нет, за ее постоянные затопления городских улиц городской магистрат повелел заключить ее под землю, где она протекает в трубах и по сей день. А в свое время на Ридзене была удобная гавань, из-за чего епископ Альберт и выбрал это место для основания Риги.
7. В ходе нашей прогулки показала в разных местах старые амбары 17 века. Кресты на стене - анкерные болты, конструктивный элемент. В свое время товары поднимали с помощью блоков, от которых сохранились эти навесы вверху, и затаскивали в оконные проемы на нужных уровнях:
8. Сравните со старым фото:
9. К сожалению, образцов зданий в югендстиле (модерне) в Старой Риге не так много и наиболее красивый его образец ныне закрыт реставрационными лесами. Но кое-что по дороге все же показала - одно из первых сооружений, представляющее собой классический образец модерна, построенное в 1899 году по проекту А. Ашенкампфа:
10. Теперь мы идем к церкви св. Иоанна и бывшему епископскому подворью. Над Ригой сгущаются сумерки и зажигаются огни:
11. Довольно редкий тип килевидной арки. За этими воротами - Яня сета (Иоанново подворье). Здесь на протяжении веков одно за другим было епископское подворье, потом доминиканский монастырь, школа и многое другое. В кирпиче более темным оттенком выложены косые кресты. Особенно часто такой орнаментальный мотив встречается в Северной Польше, в замках Тевтонского ордена. О первом епископском замке я писала на своем сайте тут: http://castle.lv/latvija/epz1.html
12. В Иоанновом подворье сейчас видны остатки городской крепостной стены. Она реконструирована в 1960 г. в том виде, какой она имела на последнем этапе строительства в конце XV века. Высота ее достигала 10-12 метров; над ее широкими аркадами проходила галерея с бойницами. О рижских стенах и башнях: http://castle.lv/latvija/steni.html
14. Барельеф на здании Конвента Экка - одна из выдающихся скульптурных работ эпохи Ренессанса в Латвии, выполненная строительным мастером Берендом Бодеккером в 1617-18 гг. Изображает мотив о Христе, фарисеях и грешнице, что отсылает к словам Библии: "Первый камень пусть бросит тот, кто сам без греха":
15. По дороге можно осмотреть знаменитых Бременских музыкантов - дар города Бремена Риге. Тут можно загадывать желания. На тему мест, где это при желании (сорри за каламбур) можно сделать, у меня была статья тут: https://renatar.livejournal.com/321883.html
16. Капелла св. Георгия - все, что осталось от первого орденского замка Виттенштайн (Белокаменный). Орден меченосцев перестал существовать еще в 13 веке, а древние стены самого старого здания Риги еще стоят... http://castle.lv/latvija/vittenstein.html
17. Реконструкция того, как замок мог выглядеть:
18. Церковь св. Петра могла в свое время похвастаться самой высокой деревянной конструкцией своего шпиля, но неоднократно то молния ударяла в него, то во время Второй мировой войны башня рухнула и позднее была восстановлена уже в металле. По традиции, мастер, восстанавливающий шпиль, по окончании работ усаживался верхом на петушке, венчающем шпиль, выпивал бокал вина и бросал его вниз. Один из таких бокалов не разбился при падении с высоты и лишь с небольшой трещиной находится ныне в музее.
19. Вот тут видно, как долго после войны церковь стояла без шпиля. Правда, площадь тогда называлась площадью Красных латышских стрелков. Это позднее она утратила прилагательное "красных". А до войны здесь была Ратушная площадь. Остатки ратуши и Дома Черноголовых были разобраны, освободив место для музея стрелков, ставшего впоследствии музеем оккупации. Здание последнего видно на кадре 80-х годов, напоминая издали плитку шоколада:
20. Дом Черноголовых был восстановлен уже при независимой Латвии. Покровителем молодых неженатых иностранных купцов-Черноголовых был святой негр Маврикий, которого вы видите на фото справа. Отчего и сами купцы прозывались Черноголовыми. Я не успела огорчиться тому, что фасад здания был темным, как прямо на наших глазах вспыхнула его подсветка. Более эффектного сценического приема нельзя было и придумать.
22. Юстус... Ничего не напоминает? Алекс-Юстасу - так начинались шифровки к Штирлицу от Центра. На фото - места, связанные со съемками сериала "17 мгновений весны". Здесь из окна якобы в швейцарском Берне выглядывали гестаповцы и профессору Плейшнеру не оставалось ничего иного, как покончить с собой. А из окна дома напротив через птичьи клетки видел эту трагедию продавец птиц... Кадры из фильма были у меня тут, можете сравнить: https://renatar.livejournal.com/11419.html
23. Да, мы на самой кинематографической улице Риги - Яуниела. Тут снималось, помимо приключений Штирлица еще немало других лент. И дом на заднем плане нынче более примечателен не сколько тем, что принадлежал Домскому монастырю, а тем, что являлся домом Шерлока Холмса на Бейкер-стрит 221б в известном советском телесериале. Подробнее я писала об этом доме тут, с кадрами из фильма: https://renatar.livejournal.com/464953.html Гостям были показаны и другие кинематографические места Старой Риги.
24. Сейчас о Холмсе напоминает фотостенд-тантамареска с изображением схватки Холмса и профессора Мориарти, установленная не так давно, где теперь все желающие фотографируются на память. Также на этом здании, над окном, выходящим в Крестовую галерею Домского собора, имеется распятие, у которого также можно загадать желание.
25. Собор святой Марии или Домский собор, ныне главная лютеранская церковь Риги. Нижняя часть строилась еще в 13 веке в романском стиле и тогда же там был похоронен епископ Альберт. Венчает же башню уже бароккальный кивер. Раньше площади перед собором не существовало, ее снесли в 20 веке при президенте Улманисе-первом. Нынче контуры снесенных домов видны, будучи выложенными в брусчатке на площади.
26. Опустим, пожалуй, часть нашего маршрута с дворцом Петра Первого, площадью Гердера, вторым епископским подворьем, англиканской церковью и выйдем на Замковую улицу (Пилс). Перед нами высится одна из башен Рижского замка, некогда "украденная" Ливонским орденом у городской крепостной стены.
27. Вид на католическую церковь Скорбящей Богоматери в 1791 году и в наши дни. Справа на рисунке из собрания Бротце видна башня св. Духа Рижского замка:
28. Вид на замок с Замковой площади. Башня Трех Звезд (на заднем плане) появилась уже в 1938 году. Подробнее о замке: http://castle.lv/latvija/monnheim.htm
29. Здесь на аэрофотоснимке видна изначальная структура т.н. орденской кастеллы - четыре корпуса с двумя (или четырьмя) башнями по углам и внутренним двором. Даже поздние перестройки не смогли изменить этой планировки, лежащей в основе замков Тевтонского и Ливонского ордена. Да, кто о чем, а я о замках :-)
30. Напротив замка стоит здание, бывшее некогда отелем Петербург, где останавливались многие известные люди своего времени:
31-32. Затем к нам присоединился мой старинный приятель Петр Петрович Бойков (из http://rigatur.com/ ) и пожелал показать фахверковые здания на ул. Клостера. Вот для сравнения вид в старину и в наши дни.
33. Здание сейма Латвийской Республики в старину был Домом Лифляндского рыцарства и построен в стиле эклектизм в формах флорентийского палаццо.
34. У одного из зданий, известных как "Три брата" велись какие-то съемки (на фото попали два из трех братьев).
35. А вот так выглядел старший из братьев до реконструкции, вернувшей ему ступенчатый щипец (см. на фото выше). Слева виден вход в церковь св. Иакова (Екаба), ныне главного католического храма Риги.
36. Теперь мы идем по одной из наиболее живописных улочек Старой Риги - улице Трокшня (Шумной или Тревожной), направляясь в сторону Шведских ворот.
37. Шведские ворота на старой открытке здесь видны слева. Уже по их названию понятно, что они появились в шведские времена, а не в средневековье. Внутри здания, где расположены ворота, спрятались остатки одной из средневековых башен городской крепостной стены. А вдали на изображении видна Пороховая или Песочная башня - самая мощная из рижских башен. К сожалению, нынче она утратила свой неоготический декор тех времен, когда тут заседали студенческие корпорации.
38. А тут Шведские ворота справа. И вид на ул Трокшня, откуда мы пришли. Дом с фонарем считается домиком рижского палача.
39. Городская крепостная стена, восстановленная в 1980-е годы польскими реставраторами. В башне Рамера сейчас организуются разные квесты. Привожу свое фото, сделанное не в этот раз:
40. В одной из арок стены притаилось привидение! Слева на фото - герой латышского народного эпоса Лачплесис, сын медведицы, от которой он унаследовал свои уши. Скульптура находится на здании сейма (см. илл.33).
41. А дальше мы зашли в кафе на ул. Смилшу - кому за кофе, а кому по иной надобности. Несмотря на мое сопротивление, меня тоже угостили кофе. :-) А вообще на фото ваши слуги покорные - я и Петр Бойков:
42. Мне мой вид на предыдущем фото не очень нравится, поэтому спрячу под спойлером еще одно фото: [Дело в шляпе]
44. Площадь Ливу, названная в честь народа ливов, населявших место, где затем была основана Рига. На старом фото слева видны дома, пристроенные прямо к крепостной стене, а в центре - знаменитый Кошкин дом, еще без кошек. Но о них чуть ниже...
45. Большая и Малая гильдии - из-за их неоготической архитектуры многие думают, что это какие-то замки. На самом деле это было место для собраний купцов и ремесленников Риги, причем вступать в гильдию можно было лишь по рекомендации, одного собственного желания и рода занятий было недостаточно:
46. С вступлением в Большую гильдию была связана городская легенда о Кошкином доме. Якобы купец, обиженный тем, что его не приняли, установил на своем доме скульптуры кошек с неприлично задранными хвостами, повернутых задом к гильдии. Но поскольку нынешний Кошкин дом построен гораздо позднее вероятных событий, это нынче всего лишь легенда. На фото справа - витражи Малой гильдии:
47. Нашелся ночной вид Малой гильдии в старину:
48. Показали гостям один из самых красивых видов на Ригу во Дворе Конвента:
49. Дом ратмана (члена городского магистрата) Иоганна Рейтерна - один из лучших памятников эпохи барокко в Риге:
50. Еще немного углубились в Старую Ригу. Деревья в старой части и тогда и сейчас тут также редки, как, например, в Венеции.
51. А теперь пора проводить дорогих гостей в ресторан, где у них уже заказан столик.
52. Три грации возле "Розенгралса":
53. Очень о многом еще можно было бы написать, вспоминая об этой прогулке, но, надеюсь, какое-то впечатление о Старой Риге получилось передать?
Еще раз спасибо Светлане sg59 за предоставленные фото! №14, 15, 27, 28, 39 сняты мной, остальные - ее.