Повесть о настоящем человеке

Jun 13, 2007 14:23

Сегодня хочу рассказать о дендрологическом парке Яниса Шпаковского в городе Огре, который заслуживает внимания, как и сам его создатель. Достоин уважения труд человека, который много лет создавал парк. В парке высажено более 7000 растений, растут 421 самый разный, порой весьма экзотический, сорт деревьев и кустарников. Все это поразительная красота - лиственнницы, голубые ели, маньчурская аралия. Некоторые из них - единственные в Латвии образцы. Названия самые завораживающие: уксусное дерево, крымская сосна, шведская рябина, чертово дерево, амурская сирень, сибирский кедр, японская лиственница... Особенно интересна сербская ель, у которой одна сторона зеленая, а другая-голубоватая.

Многое из того, что вы здесь прочтете, Янис рассказал мне сам.







Первый дуб он посадил здесь в 1961 году. Тогда вокруг были заросли. Но, как говорит Янис, те несколько деревьев, которые он посадил в 1960-е годы, еще не были посажены с целью создания парка.
Фактически с 1975 г. этот парк создавался Янисом Шпаковским, которого прозвали “местным друидом” и его супругой Бенитой. Яниса считали чудаком, а он в течение многих лет безвозмездно и с любовью возделывал более 6 гектаров заросших лесом склонов Лаздукалнса. Парк Лаздукалнс не расчерчен по линеечке, он раскинулся на холмах живописно и привольно. Между деревьями - не подстриженный газон, а вольная травка и полевые цветы. Траву здесь не косят, потому что все здесь цветет, как в раю.



Вот он, Янис Шпаковский:



На террасе дома Шпаковского (фото 1999 года). Справа налево: Бенита, жена Яниса, наша знакомая Татьяна, сам Янис Шпаковский и я:



Тем, кто недавно видел природный парк Лаздукалнс, трудно представить, что здесь было неполных полвека назад. В то время Янис начал строить дом на одной из наиболее крутых и узких улиц Парогре - Павасара гатве. В то время неподалеку проживали его родители, несколько позднее на соседней улице поселился брат Имант. В ближайшем окружении было немного индивидуальных домов, поскольку наиболее сложно было подъехать к ним по грунтовой дороге, которая еще и теперь не заасфальтирована. Дом Шпаковского издали:



Вот та самая грунтовая дорога и вид на склон Лаздукалнса:



Украшение дома:



Окрестности дома:



Янис не любит искусственных материалов, но проник в тайны камня и дерева, изучил их...



Он и зарабатывал на создание своего парка строительством деревянных срубов, бань и посадками садов для обеспеченных слоев населения, которые платили ему также строительными материалами для создания парка и его сооружений:



Парк в сумерках:



Шпаковский в молодости: интересный мужчина, не правда ли? Ничего не предвещало того, что случится несколько лет спустя.



31 октября 1969 года Янис вернулся домой после работы и обнаружил записку от жены, что она ушла к другому... Этот неожиданный удар подкосил его, и надо было случиться тому, что именно в этот день случилась знаменитая буря века. Ветер срывал деревья с корнями, одно из них упало на дом. Сердце Яниса рыдало, и природа вторила ему. Один в доме, он сражался со стихией, закладывал окна, рамы которых ветер пытался выдавить. Эта ночь не прошла бесследно - Шпаковский заболел. Лечился он долго и упорно. Этот снимок сделан в санатории в Тервете:



Именно там, в Тервете, Янис был поражен красотой природы и решил сделать то же самое у себя - посадить парк.
В начале пути:



Вид парка. Янис расчистил заросший пруд у подножия горы и создал посреди него уникальный островок Любви (на фото слева):



Здесь остров виден лучше:



В парке произрастают разные редкие растения:



Вся энергетика парка такова, что все экстрасенсы единогласно считают ее целебной. Здесь каждая травинка способна слышать твои мысли, а в особенности Сердце-камень, у которого загадывают желания, в чем я убедилась на собственном опыте.



Известно, что необычный источник исполнения желаний за пределами Риги лежит на склоне горы Лаздукалнс в Огре. Это - камень удивительного розового цвета в форме сердца, находящийся в дендрологическом парке Шпаковского в Парогре.
Вот этот камень по ошибке принимают за камень любви:



Свадьбы часто фотографируются на его фоне:



А на самом деле Камень Любви расположен в другом конце парка, (виден в виде пятна розового цвета на этом фото вдали). Считается, что если приложить к камню руки, это поможет от несчастной любви!



Пруд:



Кстати, в прессе некоторые журналисты писали:
"Многие не понимали: как это человек (инженер, а не лесник, не садовод!) вдруг начинает не на частной - на государственной! - земле что-то сажать. Без санкций свыше. Зачем, почему, да как бы чего не вышло... Долгая битва с местными властями окончилась победой одинокого безумца: ему разрешили на государственной земле сажать свой собственный парк".

Шпаковский сам сказал мне, что это неправда. Ему не приходилось в советское время воевать с властями: к нему отнеслись очень доброжелательно. И Янису теперь стыдно, что он говорил неправду, для того, чтобы заручиться поддержкой нынешних властей при независимой Латвии... и он сам просил о том, чтобы я это написала.



О нынешних властях в прессе было написано следующее:
"Когда парк разросся, государство надумало выкупить его в свою собственность. Но эксперты подсчитали, что стоимость его равна астрономической сумме - больше годового бюджета всего Огрского района (один хороший дуб стоит по средним парковым ценам латов 800). Потом чиновники предложили Янису приватизировать землю, на которой расположен парк. Но он отказался.

- А зачем? Мне и так принадлежит не только эта территория, но и вся Латвия! А если уж приватизировать, то я и на Луне тоже хочу кусочек... Нет, земля - это святая вещь. Теперь власти оставили меня в покое. Они считают: не стоит с ним связываться, он ведь ненормальный. С юмором относятся. Мы заключили мирный договор, и теперь я полный хозяин на государственной земле".

Иногда к Янису присылают безработных поработать на т.н. "общественных работах", и он за свой счет кормит работников и дает им одежду.



Все тропы в парке Янис прокладывал и укатывал их грунт сам.



На некоторых тропинках видны следы великана:



Янис в заботе о растениях. Он приобретал выбракованные саженцы редких растений на селекционных базах: то, что погибало там, в парке росло и расцветало, вопреки прогнозам специалистов:



Янису повезло со второй женой - Бенита целиком и полностью разделяет его взгляды и помогает создавать парк:



В этой стихийности чувствуется настоящая природа, не загнанная в ограды клумб и не зажатая бетоном и сталью городов:



- Деревья чувствуют человека, это точно, - говорит Янис. - Как-то приехали ко мне студенты лесного техникума, и один из них спросил: «Как тут у вас, саженцы не воруют, не пилят деревья?» А я ему и говорю: «Нет, если человек подходит к дереву с дурными намерениями, то сразу попадает в такое биополе, что вынужден остановиться и уйти». Это была немного шутка, но у меня, правда, никогда ни одного саженца не украли.



Однажды к Янису в гости приехал знакомый агроном и показал удивительную вещь - подошел к уксусному дереву, и листья на нем задрожали. Как только отошел, дрожь стихла. А день был абсолютно безветренный. Шпаковский рассказывал, как затем он со студентами лесного техникума стоял около татарского клена и вспомнил того агронома. Вдруг листья клена стали дрожать. И Янис гордо сказал: «Видите, везде тихо, а это дерево шумит!» А сам задумался: как же мне его остановить? Но потом сам успокоился, и дерево тоже затихло. Потом еще не единожды Янис приходил беседовать с деревьями, а они таким образом отвечали ему...



Подножие Лаздукалнса украшают жернова разных видов и размеров:



Еще один жернов:



Стоит в парке и уникальный экспонат - дорожный каток, которым в свое время укатывали дорогу для русского царя от Кокнесе до Улброки:



У входа в парк расположен огромный декоративный камень из девонского ракушечника (подарок от фирмы Ogres Buplastmasa) с надписью «Природный парк «Лаздукалнс».



Для украшения парка Янис попросил выделить скульптуры в Академии Художеств. Так в парк попало несколько ученических работ. Например, этот бюст латышского писателя Рудольфа Блауманиса:



Студенческие работы:







Вот это бюст латышского народного поэта Яниса Райниса:



У Яниса Шпаковского нет заранее обдуманного плана сада, он сажает деревья и прокладывает дорожки не по расчету, а интуитивно, по вдохновению. Сердце подсказывает, что этому дереву место именно здесь. Главный критерий - гармония природы.



Сооружение уникальной лестницы из белого бетона:



Лестница уже 13 лет стоит как новая, не трескаясь ни в летнюю жару, ни в зимний холод благодаря секрету мастера. Создавая эту лестницу, Шпаковский поместил на ней 4 металлические буквы, в которых зашифровано какое-то высказывание: кто его сумеет разгадать, тому раскроются все тайны парка. ;-)



Вот эти несколько букв:



На самом деле, как признался Шпаковский, это всего лишь легенда парка. На самом деле он просто использовал несколько букв, подаренных ему одним из знакомых:



Свадьба в парке на фоне той самой лестницы:



Лестница эта непростая - на вершину Лаздукалнса ведут ровно сто ступеней, и еще сто ступеней будет в семиэтажной башне, которую мастер строит из природных необработанных валунов в честь второго тысячелетия от Рождества Христова. Здесь каждая ступенька знаменует десять лет нашей эры и, поднимаясь по ним, невольно вспоминаешь всю историю человечества от рождения Спасителя Мира. Как сказал Янис, эта лестница - воплощение идеи Рериха. Это символ того, что мы, земляне, поднимаемся выше и выше и когда-нибудь встретимся с добрыми небесными силами... Пока что башня еще строится, но по замыслу Шпаковского она должна быть выше Турайдской! Если Шпаковский вдруг не успеет достроить, то его дети продолжат.

Янис в день открытия строительства башни:



Фундаменты были заложены на глубину семи метров, если не ошибаюсь:



Когда я впервые увидела место для строительства башни, оно было таким:



Эти камни Янис с Бенитой привозили сами, собирали с полей, разбирали заброшенные постройки. На снимке Бенита выламывает камни из стены старого сарая:



Возведена первая опалубка для каменной кладки:



А вот и материал для опалубки:



Янис сам, своими руками ведет строительство:



Стены поднимаются все выше:



Первый этаж готов!



Шпаковский возвел уже первый этаж и приступил ко второму, желая построить башню именно в средневековом духе, с использованием приемов старых мастеров, в то время как чиновники от архитектуры потребовали от него, чтобы он включил в башню лифт... Когда я спросила Яниса, возмущавшегося этим обстоятельством, а как же быть, если инвалид захочет побывать на башне? Он ответил: "На руках отнесем!" И в этом прозвучало столько человечности...



Сбоку башню украшает известный символ Зеленого Человека:



Янис в процессе руководства строительством:



Новый 2000-й год мы встречали здесь, на вершине Лаздукалнса, провожая навсегда 1900-е годы:



11-летняя девочка играет на скрипке под новогодним снегопадом:



А следующей зимой случилась беда - при праздновании нового тысячетия одна из пиротехнических ракет не взорвалась в салюте, а угодила в голову сына Шпаковского, пробив висок... Янис дневал и ночевал в больнице, и думал, что это ему знак свыше. Если сын останется в живых, он будет продолжать строительство башни, если умрет, на этом все и закончится...



Сын выжил. Башню архитектурное управление потребовало видоизменить с учетом современных конструктивных требований. Янис попросил меня познакомить его с моим отцом для консультаций. В результате архитектор Виктор Римша проектирует смотровую башню в Огре (при нажатии на картинки можно увидеть увеличенный вариант):





А еще через три года над Лаздукалнсом вновь пронесся ураган...



Вот такие вековые сосны вырывало с корнем:



Именно в тот день состоялся наш с Янисом разговор, когда он рассказал о начале всех начал - той буре 1969 года, перевернувшей всю его жизнь. Тек неспешный разговор, кошка мирно спала в корзинке над камином:



Вот он - хозяин этой земли, человек с простым латышским именем Янис:



Я желаю ему еще многих лет творческого труда и крепкого здоровья! Ему немало пришлось преодолеть в жизни разных трудностей и до сих пор не все складывается гладко. Но человек занят Делом, улучшает окружающий его мир, а не разводит пустопорожнюю болтовню. Именно на таких Людях и стоит Земля - на тех, кто делает, а не ноет попусту из-за политики. Как он сам говорил: «Пока Америка с Югославией воюют, у меня серебряная сербская елочка с американским ясенем растут рядом - и хорошо».

Стихии, Памятники, Концептуальность, Видземе, Природа, Латвия сегодня, Персоналии

Previous post Next post
Up