Еще о нетуристической Риге

May 19, 2017 22:42

Вчера по делам ходила в тот уголок рижского центра, где еще толком не бывала. Заодно пофотографировала разные интересные детали. Виды совершенно не туристические, за исключением пары-тройки памятников. Но в чем-то очень атмосферные и живописные.





2. Фрагмент этого деревянного здания сфотографирован еще не в центре, а недалеко от церкви Креста. Если все это привести в порядок и подчеркнуть цветом, это был бы очень богатый визуально фасад со многими интересными деталями:




3. А вот дальше я уже иду по улице Гертрудес. Впервые в списках рижских улиц ул. Гертрудес упоминается уже в 1754 г. как Большая Кузнечная улица. В 1876 г. стала называться просто Кузнечной улицей. Название связано с кузнецами, которые в свое время поселились здесь. В 1885 г. улица была переименована в Гертрудинскую (Gertrudstrasse) в связи со Старой церковью св. Гертруды, построенной здесь в 1866 году. В 1950 г. году улица стала называться ул. Карла Маркса. В 1990 г. вернули прежнее название - ул. Гертрудес. О церкви в другой раз, тем более, что в этой части улицы я вчера не ходила, покажу только ее проект того времени:



4. В конце улицы немало интересных зданий в югендстиле. Этот дом построен в 1908 г. по проекту архитектора Рудольфа Филиппа Донберга. В плане здание прямоугольное, с двумя полукруглыми эркерами. Фасад богато декорирован экспрессивными объемными скульптурными формами - барельефами, маскаронами, геометрическими фигурами, гермами, сюжетными фризами и пр. Образует единый ансамбль с находящимся в этом же квартале на ул. Lāčplēša 61 другим зданием по проекту Донберга.




5. На противоположной стороне улицы обращаю внимание на интересные детали - бумажных журавликов-оригами в витрине и то, как использованы птичьи клетки в качестве заменителя для цветочных подвесных корзин или кашпо:




6. Новое офисное здание на Ģertrūdes 66 располагается на перекрестке улиц Гертрудес и Авоту. В викимапии здание почему-то называется "Modern City", хотя на официальном сайте такого названия нет, только G-66: http://www.gertrudes66.lv/ru/about




7. На здании на Ģertrūdes iela, 89 красноречивая надпись, пророчащая скорую смерть здания. Впрочем, это видно невооруженным глазом... Сравните с фото 2013 и 2014 годов. Построено было в 1894 г., архитектор Карл Иоганн Фелско.




8. Ģertrūdes iela, 95. Обращает внимание интересная решетка ворот с изображениями исторических латышских народных украшений:




9. Этот жилой дом на Ģertrūdes iela, 78, еще советской постройки почему-то вызывает у меня мрачные ассоциации, настолько оно имеет брутальный вид:




10. Не могу сказать, что на Ģertrūdes iela, 88 шедевр архитектуры, заказчику в свое время предлагали проект 5-этажного здания, но он решил строить только три. Примерно такой этажности был старый дом на этом месте. Почему я остановилась тут - это один из первых проектов, которые я делала еще на 14-м Автокаде в конце 90-х годов. Выбран был вариант с пилястрами, объединяющий фасад с соседними зданиями:




11. Улица Курбада граничит с улицами Гертрудес и Сатеклес. Табличка на доме гласит, что улица названа в честь героя латышской мифологии - Курбада, который был необычайно сильным, и родился как сын кобылицы. Рядом довольно нестандартная решетка на окне. Напротив - одно из многочисленных промышленных зданий, окружавших центр города в 19-20 веках:




12. Привлекает внимание своими деталями жилой дом на Kurbada iela, 1, построенный в 1911 г. как доходный дом с магазинами по проекту Фридриха Шеффеля. Рядом - дом №3 1912-го года постройки, архитектор Август Малвесс.




13. Я снова вернулась на Гертрудес, закончила свои дела и иду дальше.




14. Отмечаю интересный флагшток. Очень многие дома в этой части улицы имеют разные оттенки оливкового цвета, совсем как в старой части швейцарского Берна:




15. Живописное нагромождение геометрических форм. Призрак ныне не существующей лестницы:




16. Старый дом на Ģertrūdes iela, 108, построен во второй половине 19 века, не совсем обычной конфигурации:




17. Просто как образец табличек. Одна из них трагическая, сообщает о тех, кто вышел из этого дома в июне-июле 1941 года и не вернулся. Дом построен в 1900 г. в стиле эклектизм:




18. Детская начальная школа "Remeos" - лепота, птички за забором...




19. Это я уже дошла до железной дороги и собираюсь поворачивать на улицу Сатеклес. Но перед этим фотографирую дома по ту сторону железнодорожного полотна. Это бывший доходный дом с магазинами на Daugavpils iela 57, построен в 1903 г., архитектор Оскар Баар:




20. Рядом на Daugavpils iela 76 еще один доходный дом с магазинами, 1909 г. архитектор Александр Ванагс. Ванагс творил в таком направлении югендстиля, которое получило название национального романтизма. Слева на фото видна небольшая водонапорная башенка, в свое время построенная для нужд железной дороги:




21. Улица Сатеклес впервые в списках улиц Риги упоминается в 1861 г. под названием Малая Кузнечная улица. В 1885 г. название было изменено на ул. Полоцкая. В 1938 г. улица получила свое нынешнее название, которое уже не менялось. Обратите внимание на деревянный дом на Сатеклес 11:




22. Если заглянуть за дом дальше по улице, вы увидите вот такой памятник Карлису Зале (1888-1942). Это самый известный латвийский скульптор, автор памятника Свободы и мемориального ансамбля Братского кладбища. Подробнее его биография тут. На памятнике высечена следующая надпись:
ŠEIT SATEKLES IELA 11 NO 1922 LIDZ 1932 GADAM
DZĪVOJA UN STRĀDĀJA IZCILAIS LATVIEŠU TELNIEKS
KĀRLIS ZĀLE
(Здесь на улице Сатеклес 11 с 1922 по 1932 год жил и работал известный латышский скульптор Карлис Зале).




23. Дальше по улице здание химчистки, оно здесь еще с советских времен. Интересный случай, когда реклама архитектонически вписывается в общую композицию фасада:




24. Продолжаю идти в сторону Старой Риги, фотографируя по дороге открывающиеся виды:




25. Самый конец улицы Лачплеша. Лачплесис - еще один богатырь, герой латышского народного эпоса, только этот - сын медведицы и родился с медвежьими ушами.




26. А шла я в эту сторону ради того, чтобы сфотографировать вот этот дом. Этот одноэтажный бывший деревянный особняк с высоким мансардным этажом и чердаком - памятник эпохи барокко с элементами классицизма датируется концом XVIII в. Когда-то его окружал обширный сад. Это обстоятельство спасло здание во время большого пожара предместий в 1812 г. И потому это единственное деревянное здание XVIII в. в историческом центре Риги. Если посмотреть на фасадные зарисовки дома 1824 года - то видно, что до наших дней сохранилась общая композиция фасада здания. Вход расположен по центру и акцентирован козырьком. Не изменилось расположение окон первого этажа и мансарды по главному фасаду. С западной стороны был пристроен флигель, но он до наших дней не сохранился. Со стороны улицы Висвалжа у дома был небольшой палисадник, огороженный красивой железной решеткой, к сожалению, в настоящее время от него ничего не осталось.




27. Несмотря на последующие перестройки, особняк сохранил множество аутентичных деталей. Этот замечательный козырек над входом был выстроен для того, чтобы хозяева и гости могли, выходя из экипажа, не опасаться дождя. Сохранилась оригинальная входная дверь, элементы внутренней отделки, лепнина на потолке и декоративные наличники над дверным проёмом. В доме есть несколько оригинальных печей. Окно над входом украшает кованая решетка с замысловатым узором в центральной части которого угадывается прописная русская буква «П». Это указывает на владельцев особняка - рижских русских купцов Поповых.




28. Поповы - это одна из самых древних рижских купеческих фамилий. Товарищество «Братья Поповы» было основано в 1788 г. Основным видом деятельности была «железная и стальная торговля». Согласно рекламе 1900 г., фирма продавала железо, листовое и котельное, инструментальную сталь и медь в чушках, различные изделия из чугуна, эмалированную посуду, предметы для сельского хозяйства, различные строительные предметы, трубы, принадлежности для узкоколейных дорог и многие другие железные товары. А кроме того подсолнечное и конопляное масло, жир рыбий и тюлений, дёготь.Товарищество было официальным представителем Тульского медно-прокатного завода и сталелитейного завода «Польдигютте». Еще товариществу принадлежала табачная фабрика.
Подробнее тут.




29. Вот что было неожиданностью - увидеть во внутреннем дворе, выходящем на ул. Сатеклес, структуры т.н. геодезического купола, придуманного еще Ричардом Бакминстером Фуллером (1895-1983). Ссылки по теме: 1, 2.




30. Просто забавный кадр - что бывает, когда люк попадает на пешеходный переход:




31. Здание на Dzirnavu iela, 119 - еще один образец югендстиля, построено в 1912 г. как доходный дом с магазинами. Архитектор - один из самых известных мастеров того времени - Эйжен Лаубе. Дом был известен как дом Бурга, Розенблата, позднее - Клумберга. Привлекает внимание своей оригинальной угловой башенкой, отмечающей перекресток улиц.




32. А это уже вид на улицу Элизабетес.




33. Эстонская компания TALLINK добралась и до Риги, построив здесь свой отель. Детали фасада немного напоминают их здание в Таллине у паромного терминала, но с большим уклоном в сторону деконструктивизма:




34. А это уже конец моей пешей прогулки, сажусь на автобус возле здания цирка. На здании - памятная доска в честь Гунара Каткевича, прославленного директора Рижского цирка. Его карьера началась в 1964 г. как рабочего сцены, позднее учился в Московской школе эстрады и цирка и Театральном институте. В 1970 г. воздушные акробаты Каткевич и Мусина с номером "Фантазия в воздухе" на музыку из балета Арама Хачатуряна "Спартак" получили международное признание. Причем трюки до сих пор уникальны. Тамару Мусину и Гунара Каткевича называли одной из самых красивых пар советского цирка. Став директором, Гунар Каткевич приложил максимум усилий для того, чтобы уникальный Рижский цирк, построенный еще в царские времена, не превратился в очередной торговый центр.




Этнографическое, История_Латвии, История архитектуры, Остзейский край, Рига, Памятники, Югендстиль, Таблички, Инженерные сооружения, Дизайн, Культовые сооружения, Таллин, Латвия сегодня, Архитектура

Previous post Next post
Up