Немного весенней Риги со вчерашней экскурсии, на которую меня пригласили. Сначала несколько фотопейзажей с моими комментариями, а рассказ про экскурсию во второй части репортажа. Будут небольшие фотоотступления то в прошлое, то вообще в другие страны... На заглавном фото одно из украшений Риги - скульптура "Танец мира" работы П. Залькалне (ок. 1970 г.), созданная по мотивам фрески "Танец" Анри Матисса 1932-33 гг.
2. У меня был пост за 3-е марта этого года под названием "Как я весну искала":
http://renatar.livejournal.com/693406.html. 23-го апреля эти поиски продолжились почти в тех же местах. В промежутке между этими датами город пережил несколько вьюг и снегопадов. Но жизнь не сдается:
3. Был воскресный яркий солнечный день, но с прохладным ветром. Иду к месту сбора, по дороге фотографирую то, что кажется красивым с точки зрения городского пейзажа:
4. Здесь и ниже - виды городского канала, возникшего на месте старого крепостного рва. Валы и бастионы в середине 19 века срыли, а ров превратили в водную ленту, украшающую рижское бульварное кольцо. Ограда вокруг наиболее ценных деревьев поставлена от бобров:
5. Отражение старой архитектуры в новой:
6. Перехожу через бетонный мост, построенный уже в 1970-е годы:
7. Пушкин пока скрылся в тени, но когда мы туда вернемся, он уже будет освещен солнцем (фото вы видели во вчерашней угадайке):
8. Кстати, к вопросу об угадайке - общего у рижского Пушкина с этим памятником художнику Рембрандту Харменсу ван Рейну в Амстердаме - это скульптор Александр Таратынов:
9. К сожалению, из-за толп туристов, желающих сфотографироваться с героями картины Рембрандта "Ночной дозор", получилось сфотографировать памятник лишь по частям:
10. Но вернемся в Ригу. Здание управления рижского свободного порта, до перестройки здесь раньше был ресторан:
11. Обратите внимание на небольшой маяк возле здания:
12. Такие маяки некогда отмечали вход в Ригу со стороны моря. Сейчас там другие маяки. Только у меня с парома 18 августа 2016 года был сфотографирован правый мол, а тот маяк был на левом:
13. Т.н. павильон мастера Кристапса Кергалвиса. Процитирую информацию о нем из книги О. Спаритиса: Со времен выставки, посвященной 700-летнему юбилею Риги в 1901 г. в городе сохранился один единственный памятник, который сегодня можно отнести к категории архитектуры малых декоративных форм. Это небольшой павильон в парке Кронвалда (бывш. Стрелковом саду), построенный при расширении выставки на Эспланаде. Спроектированный в бюро Флориана Вигановского павильон каменных дел мастер Кристапс Кергалвис подарил Стрелковому обществу. Постройка из желтого формованного кирпича с роскошным декором по штукатурке является рекламным объектом предприятия Кергалвиса. Крыша павильона первоначально была выполнена в архитектурных формах восточных стран, однако затем была переделана. Внутри павильона на постаменте находился бюст Александра II.
14. Люди на фото - члены секты
фалуньгун, запрещенной в Китае. Они уже много лет подряд облюбовали этот парк для своих занятий:
15. Птицы летят... По ряби на воде видно, что ветер достаточно сильный.
16. Когда-то на месте этих архитектурных сооружений (Дом Конгрессов) был небольшой парк аттракционов с качелями-лодочками, тиром и прочим. Я еще успела его застать в детстве и покачаться на этих качелях.
17. Бывший гимнастический зал 19 века:
18. За деревьями плохо видно, а так там два здания, стоящие друг напротив друга, в старину мужское реальное училище и женская школа. Реальное училище (на переднем плане) стало впоследствии 2-й рижской средней школой (латышской), а здание напротив - 17-й средней школой (русской), которую я заканчивала в свое время. Латышская школа действует до сих пор, русской больше нет.
19. Вот здесь моя бывшая школа лучше видна. Интересно, что ее архитектор - Рейнхолд Шмелинг, который впоследствии прославился своими краснокирпичными школами. Кстати в такой школе мне тоже довелось учиться первые три года:
20. Те же здания, что были видны на предыдущих кадрах. И видно, как изгибается канал, напоминая об очертания исчезнувших бастионов:
21. Бывшая первая рижская газовая фабрика:
22. На том берегу видны т.н. казармы Екаба, ныне магазинно-ресторанно-гостиничный комплекс, а за ними - шпиль Пороховой башни:
23. Т.н. мостик влюбленных, возведен из кирпича без какого-либо армирования:
24. Этот фонтан любил фотографировать Валера, у меня в ЖЖ много его фотографий, в том числе и с
радугой внутри... Справа в кадре виден лебединый домик:
25. Этот лебединый домик - копия старинного, находившегося на этом месте. Однако в отличие от старого, в новом домике лебеди жить отказались, как их ни пытались туда подселить. Возможно, дело в краске, источающей химический запах, не чувствительный для людей, но неприятный для птиц? На заднем плане - Бастионная горка.
26. Фрагмент Бастионной горки, насыпанной из земли, образовавшейся после срытия городских земляных укреплений. Видна на заднем плане самая большая башня городских крепостных стен - Пороховая и шпиль церкви св. Иакова (Екаба):
27. Мостик
Тимма:
28. Вид на Политехникум, ныне главное здание Латвийского госуниверситета. Наверху видна башенка астрономической обсерватории, ныне в условиях города не действующая из-за т.н. светового загрязнения:
29. Ну а теперь немного слов о самой экскурсии и том, кто меня пригласил. С Игорем Гусевым я знакома давно, мы заканчивали одну и ту же школу, с разницей в 4 года. Он потом работал учителем истории в нашей школе, там же работала моя мама учителем рисования, черчения и визуального искусства. Но как-то так складывалось, что по жизни мы пересекались не часто, хотя были в курсе занятий друг друга.
30. А тут так совпало, что у меня был очередной период настроений о бессмысленности бытия, и в этот момент на фейсбуке Игорь пригласил меня на свою экскурсию, и я вдруг решила пойти. Здесь он показывает старинное фото того, как павильон Кергалвиса выглядел первоначально:
31. Я старалась не пересказывать в фоторепортаже то, о чем Гусев говорил на экскурсии, и здесь ограничусь лишь небольшими пояснениями чисто из этических соображений. Здесь он показывает, как выглядела реконструкция средневековой Риги, возведенная в 1901 году на берегу городского канала по случаю 700-летнего юбилея Риги:
32. Этот макет был построен почти в натуральную величину (репродукция старинной открытки). Все это просуществовало недолго и было разобрано в том же году:
33. И просто покажу, как эти сооружения располагались на берегу канала:
34. То, как это выглядело внутри:
35. И в то время по каналу под "средневековыми" стенами плавали гондолы:
36. Сходство с Венецией усиливал вот этот деревянный мостик, построенный в венецианском стиле:
37. Сравните с мостом Риальто в Венеции, фото сделано в 2013 году, когда мы с Валерой там были:
38. Демонстрируется старинное изображение первой рижской газовой фабрики:
39. Идет рассказ о Бастионной горке.
40. На репродукции - портрет рижского генерал-губернатора Эссена, который отдал преждевременный приказ сжечь рижские предместья ввиду наступления наполеоновских войск:
41. Тут можно посмотреть на старинный план Риги еще до ликвидации крепостных сооружений:
42. Предположительно единственный деревянный дом в Риге, уцелевший после пожара 1812 года:
43. Он же на гуглофото (Visvalža iela 8):
44. Портрет маркиза
Филиппо Паулуччи, генерал-губернатора Риги, условный памятник которому установлен здесь, в Верманском саду. Но лично я Паулуччи уважаю за составленный по его распоряжению альбом ливонских средневековых замков. И все никак не могу доехать до места, где он похоронен... даже была рядом, но не попала внутрь.
Было интересно послушать и сделать для себя разные выводы.