О последнем дне путешествия по Финляндии, в котором в форме путевых заметок будут два замка, также Хельсинки и Таллин, всего понемногу. Ранним утром мы выехали из Турку в сторону Хельсинки, а по дороге посетили два замка - Разеборг и Суйтья. Затем у нас в финской столице был час до парома, который я использовала для дополнительного знакомства с творчеством самого известного финского архитектора Алвара Аалто (1898-1976). Идею этого путешествия я вынашивала несколько лет и очень рада, что оно состоялось, несмотря на погоду и прочие препятствия.
2. Сначала мы приехали посмотреть Разеборгский замок и были удивлены обширной информацией на русском языке:
3. А вот и сам замок. Был возведен в конце 14 века и является одним из старейших в Финляндии оборонительных сооружений, интересен тем, что сохранился как чистый образец западноевропейской средневековой архитектуры, не испорченной дальнейшими переделками. Несмотря на общую весеннюю атмосферу, было холодно по-зимнему:
4. Всю дорогу в этот день мы любовались облаками:
5. Прибыли в Сиунтио (фин. Siuntio, швед. Sjundeå), это община на юге Финляндии, в провинции Уусимаа, в 50 км от Хельсинки. Население чуть больше шести тысяч человек по данным 2016 года. На фото - церковь св. Петра, построена между 1460 и 1489 гг. На флюгере написано J.E.M. 1891. Интересна отдельно стоящая деревянная колокольня с бароккальным кивером, но ее каменное основание старше и относится к первой церкви, существовавшей на этом месте ранее 14 века. Интерьеры церкви с росписями 16 века можно посмотреть тут: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_Siuntio_Church
6. Но главная наша цель здесь - замок Суйтья. Был построен Эриком Флемингом в 1540-е годы. Само место впервые упоминается в записях в 1420 г. Первый известный владелец - Бьерн Рагвальдсон (Björn Ragvaldsson (Stiernkors)). В 1490-е годы местом владел Флеминг, который вызвал в 1541 г. каменщика Томаса Томассона (Tomas Tomasson) из Таллина, чтоб перестроить замок. К 1550 г. замок был перестроен. Ссылки о нем на финском и шведском.
7. У замка немало интересных архитектурных деталей:
8. В окрестностях были и другие интересные архитектурные сооружения. Осмотрев их, мы отправились в сторону Хельсинки.
9. У нас оставался час до парома и пару объектов мы посмотрели. Об ателье Алвара Аалто в Хельсинки надо рассказывать отдельно. Пока покажу внутренний дворик-амфитеатр, демонстрирующий один из любимых приемов архитектора (для формирования ступенек он использовал землю, вынутую из котлована для фундамента). Справа - окна персональной мастерской Аалто.
10. Еще один объект Аалто - жилые дома в Хельсинки (фрагмент общего комплекса). В который раз убеждаюсь в том, что его работы надо смотреть своими глазами, фото бессильно передать многие нюансы.
11. Неподалеку обнаружился такой люк. Пока единственный интересный из тех, что попались на моем пути в Финляндии:
12. Едем в порт на паром. Вокруг стенки футуристических очертаний:
13. Кажется, поняла - здесь был десант инопланетян! :-)
14. Пути к паромному терминалу ремонтируются и автоводителям устроили квест из временного лабиринта заграждений. В едущей за нами машине народ возопил, что не понимает, куда ехать. У нас были похожие мысли, но как говорится, кто ищет, тот всегда найдет!
15. Коренные обитатели Хельсинки не могут с этим не согласиться :-)
16. И вот мы покидаем Финляндию. Прощай, страна Суоми, и до новых встреч! Еще остались места, которые хотелось бы увидеть... Оулу (Каянеборг), Свартхольм, Мариехамн и другие.
17. На пароме от Eckerö Line мне понравились эти светильники в виде перевернутых настольных ламп. Eckerö Line - финская судоходная компания, образованная первоначально под названием Эстонские линии, а затем получившая название острова Эккерё на Аландах, в 1994 г. как дочернее предприятие основанной 2 марта 1961 г. для развития судоходства между Швецией, Финляндией и Аландскими островами материнской компании Rederaktiebolaget Eckerö. Сферой деятельности Eckerö Line является организация паромного сообщения между Хельсинки и Таллином, где Eckerö Line открыла линию 26 августа 1994 г. почти за месяц до крушения парома Estonia.
18. В порту Таллина много интересной современной архитектуры, отражающей реалии бытия. Отразились здесь и мы:
19. Церковь св. Олафа (Олевисте) уже как родная, встречает и провожает в поездках, и дает ощущение того, что ты уже почти дома. Справа от церкви видна башня таллинских городских укреплений, известная под названием Толстая Маргарита:
20. Нет, не устану повторять, как мне нравится современная эстонская архитектура. Ее уровень намного выше, чем в Финляндии и по креативу близка к подобной архитектуре Копенгагена и Амстердама.
21. Знаменитый квартал Роттерманни еще продолжает строиться и обустраиваться:
22. Но и деревянная архитектура Таллина хороша. Только ей немного недостает финской "вылизанности" деталей:
23. Едем в сторону Риги, а Таллин все никак не кончается, по дороге удивляя своими объектами. Я только в этот раз заметила, что застройка вдоль этой улицы не совсем вписывается в т.н. "красные линии". Посмотреть бы генплан улицы...
26. В Наантали 16 апреля. Ничего не поделаешь, температура ниже нуля и ледяной ветер, приходится утепляться как в полярную экспедицию, особенно после недавних +20 градусов тепла...
27. Это селфи в тот же день. Все-таки удивляюсь тому, насколько по-разному получаюсь на фото.
28. На фоне замка Разеборг 17 апреля:
29. Кто подписан на меня в фейсбуке, это фото уже видели.
Большая часть этих моих фото сделана antilla, за что ей огромное спасибо! И за чудесную компанию в поездке, за дружескую помощь и многое другое!