Попробую продолжить тему. В
1-й и
2-й частях о Греции был рассказ о столице этой страны - Афинах. Утром второго дня наш экскурсионный автобус покинул Афины и направился на восток - в Дельфы. Так Дельфы выглядели в эпоху своего расцвета:
Дельфы (греч. Delphoí), древнегреческий город у подножия горы Парнас в юго-западной Фокиде. Крупный религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона (Дельфийский оракул). В 7-6 вв. до н.э. Дельфы приобрели роль общегреческого святилища.
Перед тем, как углубиться в горы, была сделана небольшая остановка у этого ресторанчика, чья архитектура мало похожа на типичную для Греции:
Рассказывая о Дельфах, буду приводить здесь и текст своей статьи, написанной еще в 1997 году и бывшей, по-моему, самой первой статьей в моей жизни. Цитаты из этой статьи будут здесь выделены коричневым цветом.
Воспета всеми поэтами гора Парнас, на которой берет свое начало Кастальский источник, вдохновляющий поэтов, испивших из него воды.
Туристов ныне развлекают возможностью испить из Кастальского источника - сколько глотков воды выпьешь, то и получишь. Я забыла, что сулили за три глотка, шесть глотков должны были сделать поэтом, а девять даровать суженого. :-) Можете попробовать, только не забывайте о том, что это языческое святилище, а боги Олимпа - большие шутники. ;-)
Удивительным открытием оказывается, что Парнас - это не одинокая гора в чистом поле, а целый огромный район с равнинами, ущельями, высокими горами и отвесными скалами, на склоне которого раскинулись древние Дельфы. По Овидию, именно на Парнасе возродился род людской после всемирного потопа. Имя Парнас носил сын бога Посейдона, изобретатель гадания по полету птиц - орнитомантии.
В древности Парнас считался центром мира. Два орла бога Зевса, выпущенные с разных концов света, встретились над склонами Парнаса. Тогда с неба упал камень, обозначавший центр Вселенной, называемый «омфалос», то есть «пуп Земли». Его и сегодня можно увидеть в Дельфах.
Какой турист пройдет мимо соблазна потрогать пресловутый "пуп Земли"?
В гомеровском гимне Аполлону Пифийскому говорится «Так как впервые из моря туманного в виде дельфина близ корабля быстроходного я поднялся перед вами, то и молитесь мне впредь, как Дельфинию, и да зовется Жертвенник этот дельфийским. И будет он славен вовеки». Храм Аполлона в Дельфах:
Обратите внимание на цвет гор! Как бы ни была несовершенна фотография, она передает эти невероятные сине-голубые оттенки - совсем такие, как на картинах Николая Рериха!
Храм Аполлона, видимый от сокровищницы афинян:
По легенде, раньше здесь жило чудовище Пифон - дракон, умерщвленный светлым олимпийским богом. Позднее стали олицетворять Пифона с тьмой или злом, побежденным светом и добром - Аполлоном.
...Заложил основанье сплошное для храма
Феб-Аполлон широко и пространно. На том основанье
Входный порог из каменьев Трофоний возвел с Агамедом,
Славные дети Эргина, любезные сердцу бессмертных,
Вкруг же порога построили храм из отесанных камней
Неисчислимые роды людей, на бессмертную славу.
Близко оттуда - прекрасный струистый родник, где владыкой,
Зевсовым сыном, дракон умерщвлен из могучего лука,-
Дикое чудище, жирный, огромный, который немало
Людям беды причинил на земле,- причинил и самим им,
И легконогим овечьим стадам - бедоносец кровавый.
Гомеровский гимн. К Аполлону Пифийскому
Подъем к храму Аполлона:
Колонны храма Аполлона Пифейского 6 в. до н.э., храм был перестроен архитекторами Ксенодором и Агатоном в 4 в. до н.э.
Открыточный вид: храм Аполлона в испарениях? Но Пифии уж нет давно...
Храм Аполлона на фоне скал Федриад:
Так, по мифологии, возникли Дельфы - центр культа Аполлона, где бог жил весной и летом, улетая на холодные времена года в страну вечной весны. И когда Аполлон покидал Дельфы, он посещал свое святилище на острове Делос, но в основном водил хороводы на Парнасе с девятью музами, предводительствуя их хором и аккомпанируя им на золотой кифаре.
Выше храма Аполлона расположился театр 2-го в. до н. э.:
Панорама театра в Дельфах:
Есть любопытная ссылка "Древнегреческий театр - это первоначально все-таки не театр, а - суд":
http://zhurnal.lib.ru/s/sinjukow_b_p/grechteatr.shtml Надо заметить, что на Парнасе поклонялись и Дионису, богу вина и веселья. Павсаний и Плутарх повествовали о широко распространенных в Дельфах оргиях фиад или менад - женщин, посвященных в таинства культа Диониса. Зимой, одетые в козлиные шкуры, менады в экстазе бегали по лесам с факелами, принося в жертву козлят. Oни “пробуждали к жизни” Диониса, воплощая в диких плясках жизнь и страдания бога, его смерть и воскресение. Недаром в адитоне храма Аполлона стояла гробница Диониса, а фронтон украшал барельеф с изображением бога вина и менад. Поклонение двум таким разным богам в Дельфах характеризует контрастность, свойственную основным божественным силам этого святилища. Светлый разум Аполлона и дикая, необузданная сущность Диониса воспринимаются во всем их своеобразии.
Теперь здесь бегают не менады, а туристы с фотоаппаратами:
Парнас славился оракулом в Дельфах - самым знаменитым центром предсказаний судьбы в Греции и за ее пределами, где Аполлон прорицал через свою жрицу Пифию, восседающую на треножнике в клубах опьяняющих паров, выходивших из расщелины в скале. Пифией могла быть женщина не моложе 50 лет, из знатной, уважаемой семьи. Жрецы храма Аполлона в Дельфах, получив предсказание от Пифии, облекали ответы в стихотворную форму гекзаметра. В эпоху эллинизма стали давать ответы в прозе, после того, как один из философов язвительно спросил, почему бог поэзии изрекает свои пророчества в таких плохих стихах. Та самая скала Пифии:
О некоторых аспектах дельфийского оракула и роли пифии можно почитать содержательную беседу здесь:
http://www.offtop.ru/castles/v15_458901__.php а также: Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н. э.)
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/books/kul/index.htm - отсюда я привожу несколько цитат и здесь.
Греки не начинали важных дел, не выяснив сначала волю богов, поэтому поток посетителей к оракулу в Дельфах не ослабевал. Царь Лидии Крез (о котором сейчас вспоминают, когда об очень богатом человеке говорят: богат, как Крез), неоднократно вопрошал оракула и сделал много подарков, в том числе большой золотой щит. Даров оракулу было столь много, что всякий значительный греческий город воздвигал в Дельфах, у храма Аполлона сокровищницу, где хранились приношения отдельных граждан и всего города, превратив Дельфы в огромный музей. Каждый город стремился поставить здесь произведения особенно прославленных скульпторов Эллады, так, Пракситель посвятил Дельфам статую своей возлюбленной, гетеры Фрины. Изображение сфинкса у храма Аполлона было даром острова Наксос. Сокровищницы в виде небольших домиков видны на этой реконструкции святилища в Дельфах:
Постройки в Дельфах возникали еще в архаическое время, и сокровищницы тянулись в ряд, одна за другой, но размещение их иное, нежели в Селинунте, Пестуме или Олимпии. Причина этого - террасное расположение святилища Дельф. Перед следовавшим по извивающейся по склонам дороге путником сокровищницы представали то одной, то другой своей стороной. Сохранялась еще свойственная архаике постепенность в обозрении памятников, но, чем дальше и выше поднимался паломник по склонам святилища, тем величественнее становилось зрелище прекрасного комплекса зданий. Поднимаясь по священной дороге к храму, эллин видел, как на мраморном северном фризе олимпийские боги побеждали гигантов, как светлые и чистые силы преодолевали сопротивление злого и низменного противника. Человек двигался в том же направлении, что и боги, гиганты выступали и ему навстречу. И, преодолевая тяжелый подъем в гору, паломник как бы вместе с богами противостоял действию темных доолимпийских сил, а побеждая их, очищался внутренне, чтобы духовно приблизиться к божеству и чистым войти в храм Аполлона. Вот сокровищницы 6 - начала 4 вв., в которых хранились приношения:
В Дельфах скапливались многочисленные дары - посвящения Аполлону и огромные сокровища, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии, благодаря которым Дельфы стали крупным центром кредитно-ссудных операций.
Система архитектурной композиции в архаике обычно основывалась на предельной простоте соотношения элементов, на кажущейся однообразной расстановке храмов вдоль священной дороги (Пестум, Селинунт) и сокровищниц на пути к храму (Дельфы) или стадиону (Олимпия).
Сокровищница афинян (начало 5 в. до н.э.), наиболее сохранившаяся в наше время:
Реконструкция сокровищницы с открытки, продаваемой в Дельфах. Если нажать на картинку, откроется увеличенное изображение. Автором реконструкции на обороте значится некто К. Илиакис:
Подобная же реконструкция из книги, где ясно значится, что это реконструкция А. Турнера, 1893 года. Так кто же автор? ;-)
Оракул пророчествовал и в эпоху Римской империи, о чем свидетельствует найденная здесь статуя Антиноя, любимца Римского императора Адриана. Остатки архитектуры римских времен:
То же. Вверху видны колонны храма Аполлона:
Святилище посещали, захватив его, царь Филипп II Македонский (отец Александра), грабил римский полководец Сулла, император Нерон закрывал и осквернял оракул в гневе за нехорошие предсказания. Но оракул прекратил свое существование лишь в 381 г. н.э., когда византийский император Феодосий запретил использование языческих культов. Перед этим оракул поведал врачу Орибасию: «Вы возвестите царю, что храм мой блестящий разрушен. Нет больше крова у Феба, и нет прорицателя Лавра. Ключ говорящий умолк: говорливая влага иссякла».
Мрачные Федриады, с которых сделан предыдущий снимок:
Вне священных участков расположились на склонах Парнаса стадион (6 в. до н.э.) и гимнасий (6-5 вв. до н. э.). С начала 6 в. до н.э. в Дельфах проводились Пифийские игры, входящие в «цикл из четырех побед». Победить на Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх, сделать «круг четырех побед» было делом чести каждого атлета Эллады. Призами за победу были яблоки с деревьев, посвященных Аполлону и лишь позже победителей стали увенчивать лавровыми венками. Во время игр в Греции устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями.
Неоднократным победителем Пифийских игр был Фаилл, о котором надпись на мраморных плитах сообщает, что он прыгнул в длину на 16 метров, почти в двое дальше, чем в нашем веке Роберт Бимон, чей прыжок назвали «прыжком столетия», и который с тех пор улучшили ненамного.
О характере кулачных боев на древнегреческих стадионах свидетельствуют сохранившиеся полушутливые, полусерьезные стихи:
Где только были в Элладе агоны кулачного боя, Всюду участвовать в них я приходил, Андролей, В Писе лишился я уха, без глаза остался в Платее, В Дельфах с арены меня замертво вынесли вон. Стали уже хлопотать мой отец Дамотел и наш город, Чтобы хоть мертвым меня с места борьбы воротить.
Лукиллий
Дельфы. Святилище Аполлона. План: 1 - храм Аполлона; 2 - театр; 3 - 12 - сокровищницы (3 - сикионцев, 4 - сифнийцев, 5 - фиванцев, 6 - потидейцев, 7 - афинян, 8 - т. н. эолийская, 9 - киренцев, 10 - аканфян, 11 - коринфян, 12 - книдян); 13 - пританей; 14 - 15 - святилище Диониса; 16 - булевтерий; 17 - святилище Посейдона; 18 - стоя афинян; 19 - лесха книдян.
Хорошо сохранился бронзовый памятник ранней классики - статуя держащего поводья возничего из Дельф. Хотя металл покрылся красивой темно-зеленой патиной, в зрачках уцелела инкрустация. Эта статуя, возможно, составлявшая часть группы с колесницей и лошадьми,- редчайшее оригинальное произведение скульптуры господствовавшего тогда строгого стиля. Все в ней сдержанно, хотя образу присущ большой эмоциональный накал. Будто спокойный юноша в то же время напряжен как струна. Не исключено, что возничий был показан в момент скачки. Состязания в беге лошадей, начиная с гомеровских времен, часто устраивались на разного рода празднествах, порой и на похоронных играх в честь умершего; их можно было видеть в годы архаики и классики в Олимпии, Дельфах и на ипподромах многих других греческих городов:
...Одновременно все на коней замахнулись бичами,
Сильно вожжами хлестнули и голосом крикнули грозным.
Быстро ринулись кони вперед по широкой равнине
Прочь от ахейских судов. Под копытами их поднималась
Пыль и стояла под грудью, подобно туману иль вихрю;
Гривы густые коней развевались с дыханием ветра;
То многоплодной земли на бегу колесницы касались,
То высоко подлетали на воздух. Возницы конями
Правили стоя. В груди колотилось безудержно сердце
Жаждой победы. И криком возницы коней ободряли,
Каждый своих. И, пыля, летели они по равнине.
Гомер. Илиада
Дельфийский возничий:
Строгость и сдержанность образу возничего придают вертикальные, довольно резкие складки одежд, напоминающие каннелюры стройной дорической колонны. Мягко и плавно ниспадающая на груди ткань на плечах собирается в мелкие подвижные складки, которые хорошо отвечают движению торса. Лицо поражает классической ясностью объемов, в построении его много гармонии и архитектонической четкости. Предельное обобщение форм несколько нарушено в местах, скрытых от взоров людей. Так, пальцы на ногах юноши показаны с криво подстриженными ногтями, с набухшими кровеносными сосудами. Тяготение скульптора к уподоблению художественного образа реальности еще робкое, оно наглядно выступает не в основных элементах памятника (лицо, туловище), но лишь во второстепенных его деталях.
Многовековое забвение Дельф окончилось, когда в 1862 г. император Франции Наполеон III предложил греческому правительству купить это место. В поддержку домогательств Парижа на монопольное владение Дельфами Наполеон III послал военную эскадру кораблей, которые некоторое время курсировали на траверзе бухты Итса. 25.04.1891 г. греческий король Георг предоставил французским археологам эксклюзивные права на раскопки в Дельфах. Это было совсем не то, о чем мечтал Наполеон III, но это подарило миру Дельфы, возродило интерес к их славному прошлому.
Сегодня Дельфы - это процветающий горнолыжный курорт и один из главных объектов туризма в Греции. Летом в Дельфах проводятся фестивали культуры. На склонах Парнаса, в театре и на стадионе древних Дельф проходят концерты, ставятся драмы прославленных поэтов Эсхила, Софокла, Еврипида и др. Театр в Дельфах:
В Дельфах есть еще один замечательный памятник античной архитектуры: толос или фолос начала 4 в. до н.э. (архитектор Феодор из Фокеи):
В свое время новшеством было введение колонн коринфского ордера. Иктин поставил одну коринфскую колонну внутри храма Аполлона в Бассах; коринфский ордер украшал и Большой толос в святилище Афины в Дельфах:
«Большой толос» Дельф имел наружный диаметр 9 м, а более ранний, т. н. «архаический толос» - всего 6,32 м.
Развалины толоса, круглого строения из мрамора (ок. 400 до н.э.), считаются одним из прекраснейших сооружений Дельф. Двадцать дорических колонн поддерживали архитрав, на котором покоился скульптурный фриз, изображавший битву амазонок с кентаврами. Внутри целлы, также по кругу, стояли открывавшиеся в просветы десять коринфских колонн с изумительными по красоте капителями. Три внешних дорических колонны вместе с частью архитрава были реконструированы французскими археологами в 1938.
http://www.krugosvet.ru/articles/06/1000679/1000679a1.htm Реконструкция толоса на почтовой марке:
Немного ссылок по теме:
Модель святилища Аполлона. Реконструкция Х. Шлайфа, 1932
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
http://rec.gerodot.ru/delphi/Еще реконструкции
http://www.abc.net.au/arts/wingedsandals/oracle/delphi.htmhttp://www.utexas.edu/courses/introtogreece/lect16/img14delphartrecon.htmlhttp://www.uark.edu/campus-resources/achilles/festivals/festivals.htmlРеконструкция Афин, Дельф, Микен, Олимпии
http://www.shunya.net/Pictures/Greece/Reconstruction.htmTemple of Apollo and Stoa of the Athenians, Delphi
http://www.cartage.org.lb/en/themes/Arts/Architec/AncientArchitectural/GreekArchitecture/Greektownplaining/Greektownplaining.htmReconstruction of Siphnian Treasury, shown next to Sacred Way in the sanctuary of Apollo.
http://www.visart.uga.edu/courses/arhi3000/slides/archaic/treas_siph.html Дельфы (на англ.)
http://www.mlahanas.de/Greeks/Oracle.htmhttp://www.goddess-athena.org/Museum/Temples/Delphi/index.htmИскусство Древней Эллады
http://unic.edu.ru/books/tom2.files/tom2.htm