О посохах, модных туристах, тени ливского вождя и пр. в Сигулде

May 28, 2007 04:43

Несколько бесед и событий последних дней укрепили меня во мнении, что стоит создать отдельную тему о местечке Сигулда. Собственно, это даже не сколько о Сигулде, сколько об образе жизни любителей экскурсий в 20-30-е годы прошлого века и другие сведения из истории. Вы спросите, что это за "елки-палки" вынесены в основную иллюстрацию в Ваших лентах?



Это сувенирные посохи, которые сейчас продаются в Сигулде как один из символов здешних мест. Есть совсем маленькие, не больше карандаша, а есть и большие трости, способные выдерживать вес иностранного туриста. :-) Честно говоря, с художественной точки зрения в других странах есть вещи поинтереснее ;-) - но сейчас речь не об этом.

Когда-то такие посохи были вещью первой необходимости. Окрестности Сигулды, Турайды, Кримулды не зря прозвали "Видземской Швейцарией" - крутые склоны древней долины Гауи оправдывают свое название. Для иллюстрации того, какие здесь склоны, пригодилось хотя бы это фото, сделанное на ходу из машины:



Сделано фото в тот же день, когда мы ездили в Ропажи и Малпилс, о чем я писала здесь. В прошлом веке не всюду были удобные асфальтовые дороги или хотя бы деревянные лестницы, проложенные на склонах. Желающие спрямить свой путь пользовались посохами в качестве дополнительной точки опоры. Если взглянуть на этот склон, ведущий к Турайдскому замку, кажется, что здесь можно подняться и без какого-то посоха.



Однако не забывайте, что в те времена не было кросовок или кед, не скользящих на склонах, и вообще туристы ходили отнюдь не в джинсах и вылинявших майках. В чем же они ходили? Давайте посмотрим старые фотографии. На этом фото видим компанию отнюдь не престарелых людей с теми самыми посохами. Надпись на латышском гласит: "Развалины Сигулдского замка 1933 г.":



А вот еще две дамы, судя по всему, мать и дочь, также с посохами. Сфотографированы у входа в замок с его внутренней стороны. Обратите внимание, насколько элегантные у них брючные костюмы даже по нашим временам!



Коль скоро мы заговорили о костюмах, отвлечемся ненадолго от темы посохов. Еще фотографии экскурсионной компании на том же месте, судя по всему, работы того же фотографа. В наше время очень редко прибегают к услугам профессиональных фотографов, а в те времена фотоаппараты были большой редкостью. Вот один из профессионалов в 1930-е годы обосновался у ворот Сигулдского замка за энную плату фотографируя на память всех желающих и благодаря которому мы теперь можем взглянуть на туристов того времени:



Еще то же самое место. Фольклорный ансамбль посетил развалины рыцарского замка? Вовсе нет. В те годы, собираясь на люди, предпочитали одевать не самую худшую одежду, даже если речь шла об экскурсионных прогулках. И очень популярным среди жителей Латвии был народный костюм - более удобный и практичный, чем городские платья и пальто. На фотографиях того времени среди экскурсантов довольно часто попадаются дамы в национальных одеяниях:



Между Турайдой и Сигулдой находится т.н. пещера Гутманя. Недалеко от нее сфотографировались эти очаровательные девушки, опять-таки с посохами в руках. У одной из них нарядный бант на талии, у второй к кружевному воротничку приколота брошка. Вы наденете сейчас брошку, собираясь на экскурсию по пещерам?



И не просто экскурсию. На этом фото вы видите ту же самую девушку с бантом на платье. Она и ее подруги залезли в т.н. пещеру Виктора Хейла, рядом с пещерой Гутманя, в ту самую пещеру, которую Хейл вырубил для своей милой, Розы Турайды. Думаю, что посох здесь для многих был не лишним. Хотя девушка на переднем плане, похоже, справляется и так:



Другая компания в той же самой пещере. Как видите, посохами пользуются совсем не старые джентльмены:



Надо сказать, что кроме Турайды я замечала экскурсантов с посохами большей частью еще на одном объекте - развалинах замка в Кокнесе:



На этом фото из Кокнесе слева можно увидеть девушку в народном костюме:



Еще фото из Кокнесе. Мужчины в шляпах и при галстуках. Посохи тут тоже есть:



Я уже писала, что до затопления этих мест водами Даугавы после строительства гидроэлектростанции, замок в Кокнесе находился на вершине высокой горы, куда ступеньки были сделаны лишь в конце 1930-х годов (судя по фотографиям того времени), а до того надо было взбираться по крутым склонам.



Но надо также сразу заметить, что в Кокнесе посох нес двойную нагрузку: служил шестом для измерения глубины воды. Здесь в Даугаву впадала речка Персе, водопад на которой являлся излюбленным местом туристов:



Однако вернемся из Кокнесе снова в Сигулду. У развалин замка крестоносцев видим такую фигуру в латах:



Снова посох? Нет, на сей раз речь пойдет совсем о другом. По одной из версий это изваяние мифического магистра Ливонского ордена Зигвалда, в честь которого якобы Сигулда (Зегевольд в старину) получила свое название. По другой же версии это памятник казненному вождю ливов.

Хронист Герман из Вартберга сообщал о том, что в 1345 г. в Сигулде некий ливский старейшина, которого новоокрещенные и тамошние жители избрали своим королем (quidam Livo de senioribus dicens se a neophitiset communi populo regem constitutum), призвал великого князя литовского Альгирдаса, в русских источниках более известного как Ольгерд, вместе с ним завоевать всю землю.

Из самой хроники о дальнейших событиях: Далее король литовский двинулся к Риге и через Нейермюлен [Адажи] в местность Зегевольда [Сигулда], где его встретил один лив из старшин с уверением, что он из новоокрещенных и избран в короли над всем ливским народом; если литовский король хочет следовать его совету, то подчинит себе всю страну. Литовский же король спросил его, что нужно сделать с ливонским магистром. Тогда лив ответил, что они прогонят его вместе со всеми немцами. Но король сказал: "Мужик! Ты не будешь тут королем!" и велел ему отрубить голову на поле перед замком Зегевольдом.

Как пишет историк И. Штерн (перевожу с латышского): "Очевидно, воодушевленные восстаниями эстонцев, также проживающие в Видземе ливы желали последовать примеру своих соплеменников.

Относительно обращения литовцев к латышам надо заметить, что литовские князья сознавали свое превосходство над латышами и поэтому держались с ними высокомерно, как, например, в Сигулде, когда великий князь литовский Ольгерд отказался от предложенной ливским вождем помощи в борьбе против Ливонского ордена".
I. Šterns “Latvijas vēsture 1290-1500” Latvija “Daugava” 1997

Эта же история есть и в других книгах:
Король спросил, что крестьяне собираются делать с магистром Ливонского ордена. Предводитель крестьян ответил, что магистра прогонят вместе с остальными немцами. Такой ответ разгневал короля, и он ответил: "Мужик, тебе здесь королем не бывать!" После этого приказал на площади Сигулдского замка отрубить предводителю крестьян голову. Позиция литовского короля выражает яркое классовое сознание: крестьянин для феодалов всех национальностей - всего лишь слуга.
Rita Vētra “Sigulda” Rīga, Latvijas valsts izdevniecība, 1956

Как знать, как сложилась бы судьба Ливонии, поднимись местные племена под стягом Великого княжества Литовского? Но история сложилась так, что еще двести лет в этих краях господствовал Ливонский орден, опираясь на мечи своих верных слуг - ливов и латышей, добровольно служащих ему, в отличие от тех же эстонцев, например.

Но не будем о грустном. Сообщаю всем интересующимся, что в этом году Сигулда отмечает свое 800-летие! С 10 по 12 августа ожидаются праздничные мероприятия:



Наверное, в нем примут участие и эти симпатичные лошадки, что ожидают желающих покататься возле Турайдского замка:



Замки, Этнографическое, История_Латвии, Ливония, Видземе, Сигулда

Previous post Next post
Up